Раньше он ездил на автобусе, тракторе и «Запорожце»
Митрополит Ростовский и Новочеркасский в ходе своей ежегодной пасхальной встречи с журналистами признался, что передвигается на дорогой иномарке и не видит в этом ничего зазорного для современного священника.
— Я, честно, езжу на BMW и не скрываю этого, — говорит Меркурий. — Машина не моя. Добрые люди, не буду называть их святые имена, предоставили мне возможность ею пользоваться.
При этом митрополит говорит, что, по большому счёту, машина ему не особо нужна и если её вдруг не будет — ну и ладно.
— Я в своей жизни архиерейской ездил на разном транспорте: на автобусах, стоя и держась за поручень, на «Запорожце» и даж е на «Беларусе» {тракторе. — donnews.ru}, когда надо было проехать к пастве по бездорожью. Я и сейчас могу поехать на «Запорожце», для меня это не проблема.
В какой период своего служения — в Калининграде, США, в Москве или в Ростове — Меркурий добирался до паствы на автобусе и тракторе, владыка не уточнил.
Вообще же, продолжал митрополит, в том, что современный батюшка передвигается на автомобиле, нет ничего странного: «На лошади должен ехать, что ли?» При этом, рассказывает он, какое-то время назад ему прислали некий собирательный образ того, каким, по мнению СМИ, должен быть современный священник.
— Батюшка немытый, лохматый, ходит в истоптанных кирзовых сапогах, ездит на тощей кобыле. Попадья замотана не пойми во что. Дети питаются тем, что не доели прихожане. Храмы рушатся, — говорит митрополит.
И продолжает, что всё должно быть совсем не так. При одном условии.
— Священник должен жить нормально, воспитывать детей, ездить на нормальной машине. Если он, конечно, работает, то есть занимается храмом и приходом. Если же он не делает этого, вот тогда такого священника нужно брать за то место, о котором мы все... понимаем, и крутить так, чтоб слёзы из глаз пошли, — поясняет свою позицию владыка.
По его мнению, современному священнику нельзя ни без машины, ни без телефона, ни без интернета (реплика кого-то из представителей СМИ о том, что здесь важна стоимость гаджета, а не факт его наличия, повисла в воздухе).
— Вы же первые будете ругать священника, — продолжал Меркурий общение с прессой, — если он будет сидеть в деревне и ничего не знать. Мол, как он может поучать. Поэтому в критике в отношении священнослужителей всегда есть доля лукавства, тенденциозный подход. Ездит на машине — плохой поп, не ездит на машине — дурак.
Есть ответ у митрополита и на случай похожей критики в адрес органов власти. А точнее, целая история из жизни:
— Служил я раньше в Калининграде, и был у нас губернатор Горбенко {первый всенародно избранный глава Калининградской области Леонид Горбенко. — donnews.ru}. Однажды получил он дополнительную квартиру, и местная газета обрушилась на него с критикой, что не было у него права на это. Позднее у меня была встреча с журналистами, и они задали вопрос, считаю ли я, что губернатор имел право получать ту квартиру. Я ответил, что если вы считаете, что он не имел на это право в силу своего служебного положения и ручки у вас чистые, то я поддерживаю эту позицию. Но если вы критикуете его за то, что он смог улучшить свои жилищные условия, а вы нет, но если бы была возможность, то поступили бы так же, тогда закройте рот.
Избежать же подобных инсинуаций, говорит Меркурий, очень просто. Надо просто построить губернаторский дворец. Например, в Ростове. Любой избранный губернатор будет обязан в нём жить, тогда и вопрос с его собственностью якобы будет решён раз и навсегда.
Вообще же, по словам владыки, вопрос по поводу имущества что представителей церкви, что органов власти должен упираться в вопрос мотивации вопрошающего: от зависти он возмущается или от желания справедливости. Если же «человеческий взгляд» сосредоточен только на том, во что священник одет, на чём он ездит и по какому телефону разговаривает, то Меркурию жалко таких людей, потому что «их восприятие жизни очень ограничено».
Сергей Деркачёв
Источник: