Но всем всё равно
Общественный транспорт в Ростове уже больше года работает незаконно. Такой вывод следует из ответа регионального УФАС на обращение юриста и общественника Николая Ларина.
Напомним, что в настоящее время в Ростове проводится конкурс на обслуживание автобусных маршрутов. По его итогам с перевозчиками буду заключены соответствующие договора. Действие предыдущих истекло ещё весной 2017 года и с тех пор власти Ростова уже несколько раз продлевали их действие. В последний раз это произошло 4 августа 2018 года во избежание транспортного коллапса. Как оказалось, продлевать договора администрация Ростова просто не имела права.
Это выяснилось после обращения ростовского юриста Николая Ларина с письмом на имя прокурора Ростовской области Юрия Баранова, который переслал его в УФАС. В письме Ларин указывал, что «департамент транспорта Ростова систематически, в рамках осуществления своих полномочий, заключает соглашения (в форме договоров, контрактов), приводящие к ограничению конкуренции».
Например, пишет Ларин, МУП «Ростовская транспортная компания» обслуживает все трамвайные и троллейбусные маршруты города (а также ряд автобусных) без проведения торгов. И есть ещё ООО «Автоколонна № 1559», но тут история сложнее.
Это предприятия обслуживает автобусные маршруты №2, 11, 14, 38, 40, 49, 66, 70, 80, 90, 98, 99. В апреле 2014 года конкурс департамента транспорта Ростова на обслуживание этих маршрутов выиграло ОАО «РГАТП №1». Однако в начале 2015 года на предприятии произошёл корпоративный конфликт и один из директоров этого АТП направил обращение в администрацию о расторжении заключённых договоров на маршрутные перевозки. И все указанные маршруты, по словам Ларина, без проведения новых конкурсов, получило ООО «Автоколонна № 1559», продолжая работать на них до сих пор. При том, что компании никак не связаны и правопреемником «РГАТП №1» «Автоколонна № 1559» не является.
Срок действия договоров по этим маршрутам истёк спустя три года, весной 2017 года. Тогда же, когда закончился срок договоров и по большинству других городских маршрутов транспорта. В июле 2017 года департамент без каких-либо конкурсов заключил с перевозчиками допсоглашения и продлил действия договоров до 3 августа 2018 года.
Это в УФАС и сочли нарушением. Во-первых, статья 14 ФЗ № 220 («О регулярных пассажирских перевозках») предполагает, что «заключение договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров должно осуществляться путём проведения конкурсных процедур». Кроме того, муниципальное законодательство Ростова не предполагало в принципе возможности заключения и продления договоров без проведения конкурсных процедур.
«Согласно ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты, осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Следовательно, в действиях департамента, выразившихся в заключении вышеназванных договоров и допсоглашений, содержатся признаки нарушения ФЗ «О защите конкуренции», — говорится в ответе УФАС.
Также там указывается, что ещё в мае 2018 года антимонопольное ведомство выдало департаменту транспорта Ростова 12 предупреждений, которыми предписывалось прекратить нарушение закона путём расторжения договоров с перевозчиками.
«В настоящее время вышеуказанные предупреждения находятся в стадии исполнения», — говорится в ответе УФАС.
Под исполнением, по всей видимости, имеется ввиду новый конкурс на обслуживание автобусных маршрутов в Ростове. Однако стартовал он аж в июне 2018 года и не окончен до сих пор, так как, по решению УФАС, тоже проводился с нарушениями. Более того, как уже писал donnews.ru, 4 августа, когда истёк срок действия и допсоглашений с перевозчиками, власти Ростова в одностороннем порядке просто продлили их действие. Перевозчики получили на руки лишь очередные маршрутные карты.
При этом глава администрации Ростова Виталий Кушнарёв пояснял donnews.ru, что выбранная схема продления работы АТП до заключения новых контрактов правомерна.
— Выдача маршрутных карт, её правомерность согласована с прокуратурой. Продление маршрутных карт будет осуществляться до заключения новых договоров, — заявил он, отметив, что прокуратура города согласовала постановление по изменению и продлению маршрутной сети до 1 ноября.
В итоге получается, что выполнять решение УФАС Ростовской области никто, мягко говоря, не спешит. Да и само ведомство особо не настаивает на соблюдении законности, ограничиваясь констатацией факта происходящих нарушений.