Donnews.ru выяснил, как будет дорожать горючее в 2019 году
Правительство РФ и нефтекомпании зафиксировали цены на мелкооптовый бензин и дизтопливо до конца марта 2019 года из-за кризиса на рынке нефтепродуктов.
Власти согласовали фактическое госрегулирование цен на топливо, установив для каждого из субъектов индикативный уровень цен на горючее. За отклонениями свыше 4% будут следить ФАС и ФНС. На автозаправочных станциях цены могут повыситься на 1,7% только в январе вслед за ростом НДС и затем — в темпе прогнозной инфляции.
Так, в Ростовской области тонна бензина марки А92 будет стоить 53,8 тысячи рублей, А95 — 58 тысяч, а дизтопливо — 49,8 тысячи.
Автомобилистам рано радоваться
Опрошенные donnews.ru эксперты считают, что в краткосрочной перспективе решение можно считать позитивным для розничного рынка и автомобилистов. Однако, по мнению ведущего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, спокойный период будет непродолжительным.
— Нефтяники смогут повысить цены на топливо в январе из-за повышения НДС и после марта 2019 года — скорее всего, примерно на такую же величину. Если ситуация с мировыми ценами на нефть будет оставаться в текущем виде, а баррель Brent останется в границах $65-80, во втором полугодии 2019 года розничная стоимость топлива увеличится на 3-5%. На выходе получим примерно те же темпы повышения цен, что и раньше — в пределах 7-9%, — считает Бодрова.
Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Алексей Калачёв верит, что принятые правительством меры приведут к стабилизации рынка.
— Любая заморозка цен — это плюс для потребителя. Правда, не совсем понятно, что будет с независимыми АЗС, которые не принадлежат крупным игрокам рынка. Видимо, государству придётся как-то регулировать цены и там тоже, — прогнозирует Калачёв.
Ростовская область в аутсайдерах
Возможное повышение цен на топливо может ударить по кошельку жителей Ростовской области. Регион не попал в топ-50 субъектов РФ по доступности дизтоплива, составленным РИА «Новости», заняв 53-е место. На среднюю месячную зарплату здесь можно купить 584 литра горючего (43,9 рубля за литр).
В августе Ростовская область также оказалась в аутсайдерах рейтинга доступности бензина для населения, заняв 57-е место в стране. Эксперты подсчитали, что на среднюю зарплату можно купить 590 литров бензина.
При этом в среднем по стране этот показатель составляет 987 литров. Нижний предел (Дагестан) — это 457, верхний (ЯНАО) — 2010. Таким образом, регион находится гораздо ближе к концу списка.
Газовики без поддержки
Решение правительства затрагивает только рынок нефтепродуктов, а вот цены на газомоторное топливо никак не регулируются.
Меж тем именно на этом рынке в 2018 году был отмечен наибольший рост цен. Если цены на бензин в Ростове с начала года выросли примерно на 10-12%, то газомоторное топливо подорожало более чем на 31%, пояснила руководитель Ростовстата Марина Самойлова.
— При этом не совсем ясно, что будет с рынком газомоторного топлива. Этим видом горючего пользуются около 30% автомобилистов, и получается, что там регулирования не будет, — посетовала Самойлова.
Дефицита не будет
В своём решении правительство постаралось избежать возможных рисков дефицита топлива. Так, нефтяники пообещали поднять на 3% отгрузки на внутренний рынок по сравнению с прошлым годом.
— Этого достаточно, чтобы с избытком покрывать потребности рынка. Напомню, что обычно поздней осенью и зимой спрос на топливо незначительно сокращается и в полную силу возвращается только весной, — говорит Анна Бодрова.
Марина Самойлова считает, что такой шаг правительства позволит стабилизировать ситуацию.
— Если будет достаточная поставка, то это, в свою очередь, повлияет на рост цен. В этом вопросе правительство приняло правильное решение, — пояснила собеседница агентства.
Рынок стабилизируют плавающим акцизом
Впрочем, если в ближайшие месяцы за цены беспокоиться не стоит, то спрогнозировать ситуацию на более далёкое будущее сложно. По мнению Алексея Калачёва, если шаги правительства могут дать плюсы в краткосрочной перспективе, то в дальнейшем это может вызвать побочный эффект.
— Нужно понимать, что административное регулирование менее эффективно, чем рыночное. Ведущие нефтяные компании большую часть своей прибыли получают именно от экспорта, и, конечно, ситуация с заморозкой цен им не вполне выгодна. Так что не исключён вариант, что в какой-то момент некоторые остановят свои НПЗ, например на плановый ремонт, — говорит Калачёв.
Для исключения скачка цен вице-премьер Дмитрий Козак поручил до 1 марта дополнительно проработать вопрос введения плавающих ставок акцизов на топливо — в зависимости от цен на нефть. Власти надеются таким образом обеспечить стабильность внутреннего рынка топлива на долгосрочную перспективу.