Регион попробует пролоббировать модульные постройки на федеральном уровне
Властям Ростова до 2025 года предстоит решить нетривиальную задачу — построить, отремонтировать и реконструировать около 20 школ, ликвидировав обучение во вторую смену. Такая цель определена президентом в рамках нового «майского указа». Основная проблема с его выполнением, как и всегда, — в деньгах.
По словам главы администрации Ростова Виталия Кушнарёва, в городе работает 104 школы, в них обучаются 103 226 детей. Более 22 тысяч из них учатся во вторую смену, в основном, страдают от этой беды Первомайский, Железнодорожный, Октябрьский и Советский районы города.
— Нами проведён анализ динамики изменения числа обуч ающихся и, по прогнозам, до конца 2025 года контингент обучающихся возрастёт ещё на 20 тысяч человек, — говорит Кушнарёв. — Это без учёта внутренней миграции, которая также существенна. Для ликвидации второй смены запланировано создать 24,4 тысячи новых мест в школах путём строительства новых объектов, а также реконструкции и капитального ремонта существующих.
Малая часть планируемых объектов возводится на частные деньги в границах новых микрорайонов — Красный Аксай, Левенцовский, Суворовский. Позднее они будут переданы на баланс города. Однако большая часть объектов будет построена или реконструирована (с обязательным увеличением учебных мест) за бюджетные деньги. Город на свои собственные силы даже не надеется, за редким исключением по каждому объекту в правительство Ростовской области направлены письма от главы администрации Ростова с просьбой помочь финансами из областной казны. Губернатор не отказывает, но и от города хочет видеть больше креатива по части поиска денег на школы.
Однако на вопрос Голубева о том, как Ростов дополнительно по части финансов сможет поучаствовать в работе по ликвидации второй смены, Кушнарёв пока говорит лишь: «Посмотрим».
— Что значит «посмотрим»? — обратился губернатор к главе администрации города на совещании по вопросам развития образования. — Я уже не первый раз задаю этот вопрос и вы не первый раз так на него отвечаете. А почему городу сегодня с учётом сложности и важности задачи не взять кредит?
— Мы как раз таки сейчас берём кредит, — отвечал Кушнарёв. — Будем тратить его на покрытие дефицита бюджета, там частично «сидят» и вопросы образования.
Но, как оказалось, Голубев имеет ввиду более узконаправленные займы:
— Это вы по тарелочке размазываете, а нужно определить 1-2 объекта и решить по ним задачу. Надо понимать свои возможности и потребности, и, если есть между ними разрыв, надо смотреть, где взять деньги. Возможно, здесь нужно и дополнительное кредитование.
Один из способов сэкономить и решить поставленную президентом задачу — возведение модульных школ или пристроек к уже существующим учебным заведениям. Эти конструкции полюбились властям со времён прошлого «майского указа» Путина, когда нужно было ликвидировать очередность в детские сады для детей от 3 лет. Однако тогда модульные постройки стали вынужденной мерой — их начали ставить после того, как подрядчики массово сорвали сроки строительства ряда «капитальных» детских садов. В случае же с ликвидацией обучения во вторую смену, модульные постройки получают «зелёный свет» прямо со старта.
Для сравнения — на создание одного условного учебного места (без учёта оборудования) в модульной школе нужно 117 тысяч рублей, в капитальной — 500 тысяч рублей. Плюс сроки строительства. Например, новая поликлиника в Первомайском районе Ростова возведена из модульных конструкций всего за 3,5 месяца. На обычное строительство ушло бы больше года.
При этом Голубев признаёт, что ростовчане к модульным постройкам пока относятся «с осторожностью».
— Мне как-то показывали модульную школу в Боковском районе. Небольшой объект, на 100 учебных мест, но всё же. Так вот с точки зрения ощущений комфорта, там всё в порядке — тепло, удобно, всё выдержано.
За модульные школы выступает и министр строительства Ростовской области Сергей Куц.
— Существует какое-то предвзятое, необоснованное мнение о том, что это {модульное строительство} может не соответствовать каким-то нормам и правилам, которые бы устроили наших детей. Я занимался этим направлением и считаю его одним из самых перспективных. Срок эксплуатации таких конструкций 25-40 лет.
Виталий Кушнарёв в свою очередь отметил, что город «не стесняется и не осторожничает» в этом вопросе.
Однако, как выясняется, у модульных конструкций есть как минимум один существенный недостаток — на их строительство не даёт денег федеральный бюджет. Как рассказала министр образования Ростовской области Лариса Балина, существует федеральный перечень экономически эффективных проектов. И попадание в него сулит много хорошего.
— При включении объекта в этот перечень, сразу идут федеральные субсидии на строительство. Там небольшое софинансирование из бюджета субъекта и отсутствует софинансирование муниципалитета. Ростову эти деньги очень нужны, — говорит она.
Для того, чтобы проектная документация была включена в этот реестр, она должна соответствовать целому ряду требований.
— Включение этих объектов {модульных} в реестр, — рассказывает Балина, — пока не представляется возможным. Таких прецедентов не было. Наши строительные эксперты говорят, что это и невозможно, что войти в него могут только объекты капитального строительства.
Чем именно модульные школы не устраивают федеральные власти она не уточняет. Однако министр строительства Ростовской области Сергей Куц хочет всё-таки попытаться получить федеральные деньги на такие объекты:
— Сейчас приняли решение взять два пилотных проекта — один садик и одну школу, чтобы сделать по ним экономически эффективные проекты. И попытаться с ними пройти через экспертизу {для включения в реестр}. Наша госэкспертиза считает, что это возможно. Я думаю, что модульных проектов нет в реестре просто потому, что никто этим не занимался.
Что интересно, по словам Ларисы Балиной, у Ростовской области ни один из новых проектов по строительству школ (как разработанных, так и разрабатываемых) не включён пока в реестр экономически эффективных. Речь как о модульном, так и о капитальном строительстве. Если ситуацию не исправить, то федеральных денег на эти объекты регион не увидит. Это, считает Балина, основной риск Ростовской области в части возможного невыполнения «майского указа» президента по ликвидации второй смены.
Как бы то ни было, Ростовская область пока ни одного старого «майского указа» не провалила. И, скорее всего, не провалит и новый. Лишь бы со школами в Ростове в итоге не вышло также как с детскими садами, в которых группы по 40-50 детей (при нормативе 25) уже совсем не редкость. Простые люди называют это «уплотнением», чиновники — «решением задачи за счёт внутренних резервов».