Связано это с новыми федеральными законами
На продовольственном рынке после празднования Нового года грядёт повышение цен из-за увеличения ставки НДС с 18 до 20%. Не будут расти в цене разве что продовольственные товары первой необходимости и товары для детей. Donnews.ru узнал, как эти изменения могут сказаться на обычных потребителях Ростовской области.
Предварительно эксперты не могут точно сказать, на сколько процентов подорожает продукция — многое будет зависеть от решения производителей. Как рассказал директор дивизиона «Юг» торговой сети «Перекрёсток» Сергей Толмачёв, часть из них может взять разницу в увеличении НДС на свои плечи, другие — разделить его с покупателями, а третьи & mdash; вовсе переложить на потребителя.
— Раньше я работал в крупной компании, выпускающей пиво. Когда был принят закон об увеличении акцизов на алкогольную продукцию, наша компания разделила акциз с покупателями, незначительно увеличив цену продукции. А вот конкуренты полностью переложили его на покупателей и потеряли значительную долю рынка. Сейчас непонятно, как поведут себя ведущие производители. Из чего можно сделать вывод, что динамика будет разнонаправленной, — объяснил Сергей Толмачёв.
Его поддержал коллега, директор макрорегиона «Юг» торговой сети «Пятёрочка» Геннадий Таран, уточнив, что к повышению цен, пусть и незначительному всё же стоит готовиться.
К сожалению, повлиять на ценообразование представители торговых сетей не могут. Всё, что им остаётся, — это выбирать поставщиков, предлагающих наиболее выгодные условия с помощью электронных конкурсов.
Между тем местные производители жалуются, что их продукция не пользуется спросом в сетевом ритейле. Как недавно сообщал donnews.ru, доля продукции донских производителей в сетевом ритейле не превышает 20%, и эти цифры снижаются. По словам производителей, они не выдерживают конкуренцию с недобросовестными компаниями, устанавливающими более низкие цены на продукцию ненадлежащего качества. Совсем другой взгляд на ситуацию у представителя сетевого ритейла Геннадия Тарана.
— Например, пекарня с современным производством, где трудятся 30 человек, и большой завод со штатом в 300 человек и старым советским оборудованием выпускают одинаковое количество товара. Мы отдадим предпочтение маленькой пекарне, которая успешно сокращает издержки на производство, а крупный производитель обидится и пойдёт жаловаться, что товары местного производства никому не нужны. Недовольные будут всегда, — считает Геннадий Таран.
К слову, истерию по поводу подорожавших с начала этого года на 11,4% яиц и на 7,9% хлеба представители крупных торговых сетей советуют придержать. Как объяснил Сергей Толмачёв, подобные скачки цен происходят на рынке не в первый раз.
— Мы уже сталкивались с тем, что несколько лет назад резко подорожала и стала пропадать с полок гречка. Но в скором времени ситуация стабилизировалась. Возможно, аналогичная ситуация происходит с хлебом. Ценообразование на яйца — один из самых непредсказуемых процессов. Оно зависит от того, как хорошо неслись куры. Вот, например, недавно в Краснодарском крае разгорелся скандал, когда сетевые магазины стали закупать яйца из Челябинской области. Как бы это ни было удивительно, но даже с издержками на транспортировку это было выгоднее, — привёл пример Сергей Толмачёв.
Напомним, что недавно об этом говорила и руководитель Ростовстата Марина Самойлова. По прогнозам статистиков, взрывного роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия с нового года не будет.
Но есть и другая проблема, из-за которой на полках магазина оказывается ограниченное количество хлебобулочных изделий и их ассортимента, сообщил Геннадий Таран. 1 июня 2018 года Роспотребнадзор поддержал проект Ирины Яровой и запретил торговым сетям возвращать хлеб производителям. Эти нововведения должны были уберечь пекарни от значительных убытков. Однако теперь каждый магазин старается заранее рассчитать спрос на хлебобулочную продукцию и не заказывать у поставщиков излишек.
— В итоге бывают ситуации, когда в некоторых магазинах уже к 17-19 часам вечера на полках нет хлеба. И супермаркеты, и производители теряют прибыль. У нас вечная проблема: сначала что-то делают, потом думают, переделывают и снова думают. Это замкнутый круг какой-то, — считает Геннадий Таран.
Кроме того, теперь крупные торговые сети не хотят рисковать и брать у производителей новые виды товаров, спрос на которые не проверен временем. Это, по мнению экспертов, может значительно сократить ассортимент продукции на полках магазинов.