Суббота, 20 Марта 2021
1 1 1 1 1

Однажды я поставил практический эксперимент: решил засечь время, за которое можно дойти пешком от Атаева до мкр. Солнечного. Прогулка уложилась примерно в час, что не так много по глобальным меркам. И это навело меня на мысль о целесообразности владения автомобилем в нашем небольшом городе.

С одной стороны, я могу понять тех, чья жизнь и работа напрямую зависят от быстрого перемещения между удаленными точками. Например, жителей сельских территорий, которым нужно добираться до своего хозяйства из поселков и периодически заезжать в райцентр по делам. Но что думать о человеке, покупающем машину просто для того, чтобы она была? Ходя на работу с Намыва, я постоянно обращаю внимание на родителей, подвозящих своих детей в школу или во Дворец спорта от домов на ул. Эн

тузиастов или Светлой, откуда идти пешком – 5 минут. А летними ночами постоянно слышу молодых бездельников, жгущих резину на ул. Бульвар 50 лет Победы. Да, некоторые могут справедливо заметить, что мы не вправе их осуждать, пока они честно и самостоятельно зарабатывают на содержание своих четырехколесных друзей и не нарушают ПДД. Но у медали есть и обратная сторона, на которую не выходит закрыть глаза.

Нечем дышать

С каждым годом на наших улицах становится все больше и больше автомобилей. Во-первых, это очевидно вредит окружающей среде. Двигатели внутреннего сгорания создают пагубные выбросы в атмосферу, загрязняющие воздух и провоцирующие развитие множества заболеваний — от дыхательной и сердечно-сосудистой систем до онкологии. Даже на уровне банальных ощущений, дышать воздухом в больших городах тяжело и неприятно. Решить эту проблему помог бы массовый переход на электрические и гибридные двигатели. Некоторые развитые страны уже делают шаги в этом направлении. Но, увы, пока нефть является одним из ценнейших природных ресурсов мира и ее добыча лоббируется могучими индустриальными гигантами, о чистом воздухе нам остается только мечтать.

Опасный автоцентризм

Во-вторых, с ростом числа автомобилей, городская среда становится все более недружелюбной и опасной для пешеходов. Конкретный пример из местных реалий – перекресток у Дворца спорта. На первый взгляд простейшая крестовая геометрия со светофорами и «зебрами». Но в часы пик перейти там дорогу даже по правилам оборачивается щекочущим нервы приключением. Очевидно, что при горящем зеленом свете у пешехода на регулируемом переходе есть преимущество. Совершающий поворот водитель обязан его пропустить. Но проблема в том, что дорога там двухполосная. Поворачивающий автомобиль вынужден пропускать как пешеходов, так и поток, движущийся параллельно. При достаточно интенсивном движении за совершающим маневр транспортом выстраивается длинная очередь из ожидающих. Водители нервничают, сигналят и теряют терпение. Доходит до того, что некоторые автомобилисты (особенно этим грешат таксисты), стараясь проскочить на последние секунды зеленого света, резко заходят в поворот с места, не обращая внимания на переходящих дорогу по «зебре» людей. Однажды кто-нибудь не успеет нажать на тормоза, и случится трагедия. Первое решение этой темы, приходящее на ум, – расширить проезжую часть до четырех полос. Но там для этого попросту нет места. Да и исследователи-урбанисты, занимающиеся изучением городской среды, поголовно отмечают, что расширение дорог обычно не только не решает транспортные проблемы, но и усугубляет их. Жители Москвы и других крупных городов не дадут соврать.

Косвенно на безопасность дорожного движения влияет и отсутствие парковочных мест, особенно во дворах многоквартирных домов. Автовладельцы вынуждены оставлять транспорт у подъездов и вдоль тротуаров, порой даже в два ряда. Для проезжающих машин остается лишь узкая полоса, по которой, кстати, порой не может протиснуться пожарная машина или карета скорой помощи. Между припаркованных автомобилей в летнее время могут бегать дети, которых со стороны попросту не видно. Малыш в любой момент может выскочить прямо перед едущим транспортом. Результат предсказуем. Некоторые парковки, вроде той, что у нового магазина «Пятерочка» возле железнодорожного вокзала, вообще планируются без какого-либо внимания к деталям. Она просто слишком узкая, и оставленные там автомобили частично перекрывают проезжую часть, сужая ее и провоцируя аварийные ситуации. 

Грязь и щебень

Недостаток парковок влияет не только на безопасность людей, но и на общее состояние городской среды. Многие водители, не имеющие парковочных мест, заезжают на газоны и участки голой земли. В дождливый период они грубо распахивают эти пятачки и затем на колесах развозят грязь по городским улицам. Там она высыхает, рассыпается в пыль и взлетает в воздух, которым мы все потом вынуждены дышать.

 

Рост числа автомобилей напрямую влияет и на состояние уже имеющихся дорог. Чем больше машин, тем быстрее полотно изнашивается и приходит в негодность. Это провоцирует необходимость чаще их ремонтировать. Откуда брать на это средства? Естественно, из наших налогов. Как результат – повсеместный рост цен. Иногда доходит до абсурда. Жители ул. Машиностроителей долгое время осаждали администрацию городского поселения с требованием отремонтировать им дорогу. А как только это наконец свершилось, начали писать жалобы, что теперь по обновленной проезжей части нерадивые водители устраивают гонки и неплохо было бы разместить там «лежачих полицейских».

Асфальтовые пустыни

Одна из неочевидных проблем автомобилизации, с которой в последние годы все чаще сталкиваются большие города, – климатическая. Расширение проезжих частей и парковочных площадей, во-первых, «крадет» городскую территорию, которую можно было бы выделить под парки, скверы, лесополосы и иные зеленые насаждения. Сокращается количество островков природы, способствующих производству кислорода. Исчезают тенистые области, снижающие общую температуру окружающей среды, особенно в жаркое летнее время. Наоборот, асфальт под интенсивным солнечным светом сильно нагревается и продолжает отдавать жар даже ночью. Растет число случаев тепловых ударов, страдают люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Для такого небольшого города, как Белая Калитва, эта проблема пока не особо актуальна. Но в том же Ростове на нее невозможно не обратить внимание.

Чем меньше – тем лучше

Вышеперечисленные проблемы – капля в море негативного влияния автомобилизации на городскую среду, экологию и прочие сферы нашей жизни. Развитые страны, проанализировав сложившуюся ситуацию, пришли к выводу о необходимости радикальных мер. Стартовали кампании по общему снижению скоростного режима в городах, сужению проезжих частей и увеличению числа пешеходных зон. Идет активная пропаганда велосипедов, модифицируются сети общественного транспорта. Удивительно, но жить при этом никто хуже не стал. Городская среда процветает, число ДТП снизилось в разы, стал чище воздух. В России среди городов, стремящихся к этой модели и кое-где даже преуспевающих, урбанисты отметили Краснодар, Сургут, Санкт-Петербург, Тюмень и Калугу. Остальные же крупные населенные пункты, увы, идут в обратном направлении. Ростов-на-Дону в ближайшие годы планирует расширить несколько дорог, что спровоцирует более плотный и агрессивный транспортный поток. И это на фоне ставших уже легендарными в своей проблемности ремонтов по пр. Стачки и Малиновского.

И это будет продолжаться. Пока акцизы на топливо являются одним из основных источников прибыли для государства, пока жива в людском менталитете мантра «у настоящего мужика должны быть квартира, машина, дача», автомобилей будет становиться только больше, а вместе с ними – серьезных проблем. Решать складывающиеся ситуации можно лишь дотошной планировкой городских территорий и тщательным анализом транспортных потоков. Вся надежда на молодых специалистов, которые в будущем придут на свои посты с полным пониманием того, что и как нужно делать, чтобы мы все не задохнулись в опасных бетонных джунглях, полных горячего асфальта и движущегося металла.

Источник: perekrestokinfo.ru

Для того, что бы оставить отзыв, Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться
Регистрация не займет более одной минуты, а так же Вы сможете авторизироваться с помощью соц. сетей