Про работу следователей написано множество увлекательных детективов, сняты сотни фильмов и сериалов с захватывающими сюжетами. Следователь из фильма или книги всегда находит доказательства вины преступника, и справедливость торжествует.
О том, как работают следователи в реальной жизни, мы узнали у начальника следственного отдела ОМВД России по Белокалитвинскому району подполковника юстиции Н.А. Головко.
— Наталья Анатольевна, скажите, работа следователя похожа на то, чем занимаются его коллеги в кино?
— Сходство определенно есть (улыбается). Но надо понимать, что в фильмах все ярче и динамичнее – иначе бы их никто не стал смотреть. Реальная работа следователя – это кропотливый труд, горы перелопаченных документов и куча рутинной работы, от которой никуда не деться. Ведь на кону – человеческая судьба. Кроме изменений в законодательстве, мы по ходу расследования уголовных дел постоянно сталкивается с чем-то новым. Во все это нужно вникнуть и разобраться в деталях.
— Да, жизнь не кино. Давно вы в следственных органах?
— Следователем я работаю вот уже 24 года, последние шесть лет – начальником отдела.
— Солидный стаж. Не припомните какое-нибудь дело из ранних, может быть, первое, которое вам пришлось расследовать?
— Одним из первых дел была кража двух алюминиевых лодок, которые похитила группа из пяти человек. Их задержали, я возбудила уголовное дело по краже. Один из воров был уже неоднократно судим, соответственно, мерой пресечения для него могла быть только одна – содержание под стражей. Он во всем признался, но просто умолял оставить его на подписке о невыезде – не сажать в камеру. Но закон есть закон, и я ничего не могла сделать. Помню, даже плакала, так мне было его жаль. В ходе расследования относилась к нему по-человечески, разрешала продуктовые передачи «с воли». Через несколько лет я встретила этого человека на улице. Он отсидел и вышел на свободу. Неожиданно он стал благодарить меня за то, что оказался за решеткой. Оказалось, что к тому времени у него не было ни жилья, ни работы, ни денег. «Я бы просто спился или кого-нибудь убил», — сказал мой бывший подследственный. А в камере было время подумать над своей судьбой. Когда вышел – взялся за ум, нашел работу, жизнь потихоньку наладилась.
— Преступник всегда изворачивается и старается прикинуться невинной овечкой. А бывает так, чтобы люди, которые стали жертвой преступления, вставляли «палки в колеса» следствию?
— Следователь всегда настроен работать в паре с потерпевшими. И мы, и они заинтересованы в том, чтобы виновный был наказан. Но так бывает не всегда. В производстве у одного из моих подчиненных следователей было уголовное дело, где противодействие шло не только со стороны преступника, но и со стороны его жертвы.
Вечером в районе бывшего ресторана «Магнолия» (там сейчас магазин «Пятерочка») молодой человек совершил разбойное нападение на прохожего. Ударил бутылкой по голове и снял с него золотой перстень-печатку и цепочку. Преступника задержали. И тут начались странные вещи. Потерпевший перестал его опознавать, хотя раньше твердо указывал на него, начал менять показания. Дошло до того, что пришлось проводить обыск у жертвы нападения. Когда у него дома нашли печатку, все встало на свои места. Оказывается, преступник вышел на него, вернул похищенное и уговорил изменить показания, чтобы избежать уголовной ответственности. Но разбой – тяжкое преступление и решить дело миром по примирению сторон по закону нельзя.
Когда это дело рассматривалось в суде, даже адвокат разбойника сделал комплимент следователю, так как были учтены досконально все обстоятельства и тонкости этого дела.
Другой случай. Компания молодых людей отдыхала летом на берегу реки, употребляла спиртные напитки. В итоге один из них, за что-то обидевшись, ударил другого парня ножом, нанес две серьезные раны. Хорошо, что скорая приехала быстро, парень остался жив. Задержали преступника, возбудили уголовное дело. И тут снова чудеса. Потерпевший подлечился, встал на ноги и начал давать путаные показания, типа «не помню, не знаю, не видел…». Только прослушивание телефона прояснило ситуацию, так как преступник договорился с ним, чтобы тот молчал или не выдавал его. Но в итоге никакие ухищрения им не помогли, преступник получил по заслугам.
— Понятно, если преступление тяжкое – тут без вариантов. А если небольшой тяжести, могут ли подследственный и потерпевший договориться к обоюдной выгоде?
— Сейчас большое количество возможностей примириться. Если совершено не тяжкое преступление, можно избежать наказания за примирением сторон или с применением судебного штрафа. Для этого подсудимый должен быть не судим, признавать вину и возместить ущерб. Ему выписывается штраф, и после его оплаты все правовые последствия привлечения к уголовной ответственности иссякают.
— А каких преступлений расследуется больше всего?
— Очень много мошенничеств с применением сотовой связи и интернета. Хотя постоянно предупреждают, раздают памятки, как говорится, из каждого утюга слышим: «берегитесь мошенников!», все равно люди попадаются, переводят деньги липовым сотрудникам банков. Раскрыть такие преступления и вернуть деньги потерпевшим крайне сложно. Как правило, мошенник, например в Тюмени, сим-карта зарегистрирована в Магадане, деньги снимали в банкомате в Петербурге. И так практически все.
На условном втором месте – кражи. Также за прошлый год задержано несколько групп, которые распространяли так называемые наркотические «закладки». Пресечена незаконная деятельность лаборатории, где изготовлялись синтетические наркотики – дело скоро уходит в суд.
Есть двое «горе-мастеров», которые набрали заказов на изготовление мебели, денежных задатков – и теперь ни денег, ни мебели. В отношении обоих возбуждены уголовные дела. Мы узнали, что даже сейчас еще несколько человек заказали у них мебель и заплатили задаток. Понятно, что они это сделали зря. Поэтому приглашаем этих людей к нам, чтобы написали заявление о совершении преступления.
— А сколько следователей в белокалитвинском отделе?
— По штату 18, в наличии 15. Так что есть вакантные места, куда мы приглашаем кандидатов с высшим юридическим образованием. Работа довольно напряженная, но интересная.
— Что бы вы пожелали в честь профессионального праздника своим коллегам?
— Прежде всего, поздравляю ветеранов, которые отдали долгие годы жизни борьбе с преступностью! Коллегам желаю крепкого здоровья, идти по верному пути, докапываться до истины, успехов в своей нелегкой, но нужной работе. С праздником!
Источник: