Посмотрите на сегодняшние города. На те бетонные джунгли, в которые они превратились. Венозные сети дорог и тротуаров, опухоли парковок и развязок. Взглянешь на карту, снятую с высоты птичьего полета, и ужас берет. И здесь мы – люди – живем?
Свежий воздух с минимальным содержанием вредоносных примесей в виде оксидов азота и углерода, летучих углеводородов и бензапиренов – настоящая мечта жителя любого мегаполиса. Именно поэтому многие москвичи скупают земельные участки в Ростовской области и Краснодарском крае, покидают родину и оставляют дорогущие квартиры арендаторам. Но, увы, прогресс в России сегодня идет по пути всеобщей автомобилизации и оптимизации городского пространства под движение транспортных потоков. Живая растительность – от деревьев и кустарнико в до газонов и цветников – служит не только украшением, но и генератором кислорода. Мы здесь, посреди донских степей, нуждаемся в нем как никто другой. Поэтому, будучи не только журналистом газеты, но и обычным жителем Белой Калитвы, ходя по городу, я подмечаю каждый недочет в ее озеленении.
Нежеланная ответственность
Компенсационное озеленение – превосходный повод успокоить волнующихся за городские деревья людей, возмущенных строительством очередного магазина, под который пришлось расчистить обширный участок земли. Ярчайший пример – «Пятерочка» через дорогу от Светлой, 7, в мкр. Солнечном. Как только началось строительство магазина, в редакцию «Перекрестка» неоднократно обращались люди, обеспокоенные тем, что сосны, росшие у подножия аварийного корпуса дома по ул. Энтузиастов, грубо, без соблюдения правил, пересадили на другую сторону дороги. Исход был предсказуем. Из семи деревьев в живых осталось лишь одно. Восстанавливать озеленение улицы, ведущей к школе №6, никто не собирается. Вопрос закрыт. Торговая сеть стрижет прибыль, люди забыли о погубленных деревьях.
Схожая ситуация наблюдается на перекрестке ул. Прямой и Вокзальной, где завершилось строительство магазина автозапчастей, также взволновавшее жителей окрестных домов, о чем мы писали. Нас тогда успокоили, мол, владелец магазина взял на себя ответственность за каждое срубленное дерево, включая огромный тополь, десятилетиями даривший тень местным жителям и прохожим. Вместо них будут высажены молодые деревья, за которыми будут ухаживать денно и нощно. И да, саженцы появились. Но вот загвоздка: взрослый тополь производит в 6 раз больше кислорода, чем любое другое дерево того же возраста, и при этом служит потрясающим природным фильтром, отлавливая из атмосферы пыль, гарь и тяжелые примеси. Именно поэтому Белая Калитва была засажена тополями после строительства БКМЗ. Руководство предприятия знало, что эти деревья помогут оградить жителей города от вредоносных выхлопов алюминиевого производства. Да, они приносят неудобства вроде сезонного пуха, вызывающего аллергию у ряда людей. Но, учитывая наши реалии, нужно выбирать меньшее из зол.
Сколько пройдет времени перед тем, как высаженный вместо уничтоженного тополя молодняк превратится в полноценные деревья, приносящие пользу городской среде? Будет ли он настолько полезен, как и срубленный «долгожитель»? Стоила ли эта жертва того, чтобы очередной коммерсант здесь и сейчас получил побольше денег? Риторические вопросы. Более актуальная и насущная проблема в контексте – уход за молодыми саженцами. Ежегодно, каждую осень проходит традиционный День древонасаждений. Закупаются саженцы, устраиваются помпезные мероприятия. Но что начинается потом, после того, как выключаются камеры и подметаются обрезки красных ленточек? Районные и городские власти с местными предпринимателями и руководителями ТСЖ начинают разбираться, кому предстоит следующие 50 лет ухаживать за посадками, пока они не вырастут настолько, чтобы обеспечивать себя самостоятельно водой и питательными веществами из недр земли.
Обычно никто не хочет брать на себя эту ответственность. Для управдомов это дорого из-за расценок на воду, для городских властей – обременительно. Все оборачивается продолжительными спорами на административном уровне, а саженцы в это время сохнут и гибнут. Посмотрите нынче на территорию за Державным храмом в мкр. Солнечном. Однажды здесь состоялась большая посадка молодых деревьев. Где они все сейчас?
Живая защита
В статье о заборах, установленных вдоль проезжих частей, прилегающих к учебным заведениям и самым оживленным транспортным развязкам города, я упоминал о поправках в ГОСТ Р 52289-2019, внесенных в апреле 2020 года. Согласно им, ограждающие конструкции можно не устанавливать, если между тротуаром и проезжей частью есть либо газонная полоса шириной не менее метра, либо высажен кустарник.
Что мы имеем на практике? Газонные полосы имеются в районе Дворца спорта, со стороны бывшего кафе «Японика». Убрали ли там заборы? Нет, хотя законодательство это разрешает. Металлоконструкции мешают уходу за газонами, поливу и уборке, из-за чего и без того редкая зелень страдает, теряя возможность улавливать и сдерживать пыль, которой и так тут много. Вспомните сентябрь 2020 года. Кустарники в качестве декоративного ограждения остались в районе сквера им. Сафарова, на пл. Майдан и паре других городских зон, постепенно теряя свою основную роль. Городской воздух страдает из-за переизбытка пыли в воздухе, и это можно было бы исправить, высадив кустарник и газоны вместо металлических заборов вдоль дорог. Но, вспоминая вышеизложенный вопрос, кто за всем этим будет ухаживать?
Последние два года на каждом собрании, устраиваемом министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области под председательством министра К.Н. Рачаловского и заместителя губернатора РО В.Г. Гончарова звучит вопрос: что делать с защитными полосами лесонасаждений вдоль сельских дорог и вокруг полей? Самая свежая инициатива правительства гласит: необходимо передать земли, на которых эти полосы расположены, во владение окрестных крестьянско-фермерских хозяйств, которые и будут за ними ухаживать. Ведь это в первую очередь в их интересах. Но юридический процесс межевания земельных участков и их оформления в новую собственность до сих пор не отлажен. Ближайшее совещание покажет, были ли сделаны позитивные подвижки в эту сторону. А пока остается лишь вспоминать песчаные барханы на обочинах вдоль дорог в ст. Краснодонецкую прошлым летом. И ведь сколько там было плодородной почвы.
Мы могли бы
Многие гости Белой Калитвы воспринимают наш город как один из самых ухоженных и зеленых в пределах ЮФО. Увы, периодически посещая среднюю полосу России, я вижу разительный контраст. Изумрудная зелень каштанов, радующая нас в летнюю пору на Театральной площади, не идет ни в какое сравнение со стройными, словно корабельные мачты, березами и соснами Владимирской области. Понятно, что у нас климат другой, и такой зелени в наших краях мы никогда не увидим. Но территория города и района располагает к развитию новых зеленых зон и защите уже существующих.
Со стороны обычного прохожего, горожанина, белокалитвинца мне видится три варианта: ужесточение контроля за уходом за уже существующими зелеными зонами, ограничение выкупа коммерсантами городских участков под застройку с уже существующими посадками и замена бесполезных и опасных металлических ограждений вдоль дорог на кустарники и газоны.
Ростовская область – край ветреных пыльных степей. Зелени в наших краях становится меньше с каждым годом. И лишь мы можем приложить хоть какие-то усилия к тому, чтобы сохранить Белую Калитву и район изумрудным оазисом посреди донских пустошей.
Источник: