Порой мы живем и не знаем, с насколько интересной судьбой люди ходят с нами по одним улицам. Так, на первый взгляд простой школьный охранник может оказаться человеком, непосредственно участвовавшим в развитии мировой космической отрасли и лично заставшим исторические события, одно из которых – запуск «Бурана».
Константин Владимирович Глущенко родился под Харьковом в 1959 году. Окончил 8 классов средней школы, после чего отучился в ПТУ на экскаваторщика. Уже тогда он начал демонстрировать недюжинный талант в технических специальностях, оказавшись одним из четырех человек за всю историю учебного заведения, получивших максимальный 5-й разряд на выпуске. Проработав недолгое время по специальности, в мае 1978 года он отправился служить в армию, в Оренбургскую облас ть. Школа младших авиационных специалистов (ШМАС) в поселке Кушкуль стала его второй альма-матер после трех месяцев обучения и дала значительный толчок будущим событиям. Оттуда он выпустился водителем, компрессорщиком и газификаторщиком в одном лице, впоследствии проработав в этой сфере два года. До мая 1980 года строил аэродром в Тоцке, а уже в ноябре поступил в школу прапорщиков в Котовске (ныне – Подольск) под Одессой.
В мае 1981 года Константин Владимирович поступил на службу на космодром Байконур в Казахстане. Первым местом его дислокации стала площадка №2, где он исполнял должность начальника банно-прачечного комбината. После 1998 года он перешел на площадку №10, в узел связи, совмещая обязанности старшины телеграфного центра и начальника солдатской столовой.
Достигнув возраста 45 лет, он уволился с военной службы и поступил на работу в Конструкторское бюро общего назначения (позже – Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры), принимавшее у подрядчиков отстроенные объекты космодрома. Здесь и началось самое интересное. Константин Владимирович наконец приступил к работе по своей основной специальности. В составе команды спецпожаротушения, будучи многопрофильным слесарем механосборочных работ, он обслуживал элементы пусковых площадок, рассчитанные на внештатные ситуации – возгорания во время пусков ракетных комплексов. Иначе говоря – системы противопожарной защиты нулевой отметки. Во время ЧП форсунки, расположенные по периметру газоотводного канала, выбрасывают огромный объем воды под давлением 15 атмосфер, создавая плотную водно-паровую сферу, препятствующую распространению огня по всему стартовому комплексу. Работа невероятно ответственная, поскольку от ее качества зависит не только оборудование стоимостью в миллиарды рублей, но и жизни космонавтов и обслуживающего персонала комплекса. Еще одной обязанностью бригады было поддерживание температуры системы термостатирования головной части ракетного комплекса. В зависимости от технических условий пуска из конструкторского бюро работникам поступала разнарядка о том, какую температуру необходимо поддерживать для оптимального функционирования системы.
Самые простые условия работы складывались весной и осенью, когда атмосферная температура и влажность будто помогали человеку поддерживать оптимальные технические условия. Летом же, в самый разгар жары (а это Казахстан, не забываем, лето там испепеляющее) иногда случались нештатные ситуации: сбои, прорывы и поломки, способные сорвать пуски. Пожарной бригаде приходилось оперативно, порой с риском для жизни и здоровья, принимать экстренные меры и спасать ситуацию.
На одном из этапов своей трудовой практики Константин Владимирович отправился в составе рабочей группы в Южную Америку, Французскую Гвиану, для монтажа и отладки спецоборудования на космодроме Куру. Место это он вспоминает как крайне тяжелое, своеобразное, со стабильным, но невероятно влажным и жарким климатом, где порой, кажется, попросту нечем дышать. Ездил он туда четыре раза и за время командировок познакомился и общался с начальником строительства космодрома и с бригадой наших наилучших мировых специалистов. Космодром строился совместными усилиями России и Франции в рамках международного договора.
Будучи столько лет работником наземного комплекса важнейшего космодрома Советского Союза, Константин Владимирович лично застал ряд важных для мировой космонавтики исторических событий. Одним из таких стал запуск «Бурана» 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель отделилась от пускового комплекса в темное время суток, и ярчайшее зарево ее пламени осветило всю округу на 60 километров, будто это был яркий день.
Удавалось наземным службам космодрома пообщаться и с космонавтами, причем близко и тесно. Каждый раз, когда команда возвращалась из космоса, организовывалась ее встреча с персоналом комплекса, в ходе которой можно было задать героям любые вопросы и просто поговорить, как с самыми обычными людьми.
За все время работы на Байконуре Константин Владимирович застал более 300 пусков различной степени важности, но каждый из них всегда был невероятно ответственным мероприятием, требующим полной самоотдачи от всех вовлеченных специалистов без исключения. Завершил работу и вышел на пенсию он в 2019 году. Константин Владимирович с женой перебрался в Белую Калитву, поближе к корням, поскольку где-то здесь, в донских степях, у его прадеда некогда был свой конезавод. Получил квартиру, устроился на работу охранником в школу №2, где сейчас и работает. Для школьного краеведческого музея под управлением О.К. Сидоренко такой человек стал настоящей находкой. В дар музею он передал несколько уникальных памятных экспонатов со своего бывшего места работы, а также периодически с удовольствием общается с учениками, передавая молодому поколению бесценные воспоминания о славной заре космической эпохи нашего государства и всего мира.
Источник: