Елизавета Мироновна Иванова родилась 20 апреля 1911 года в Белой Калитве, в семье железнодорожника. Отец работал путевым обходчиком и трагически погиб в 1921 году, а мать Елизаветы ненадолго пережила своего мужа и скончалась в 1924 году. 12 детей остались сиротами. Пятерых младших отправили в детский дом в хуторе Янове (тогда Тацинского района). Елизавета и ее сестра-близнец ненадолго задержались в детском доме, вскоре ушли работать по найму в богатую семью, нянчили детей.
Когда Елизавете исполнилось 15 лет, она пошла работать в Тацинский дом колхозника уборщицей. Это продолжалось с 1925 года, а в 1929 году произошло радостное событие – ее приняли в комсомол. По комсомольскому направлению Елизавету отправили на курсы трактористов, хотя девушка была малограмотн ой. А не ходила в школу она потому, что не во что было одеваться – так бедно жили. Но тяга к знаниям у юной трактористки была. Елизавета изучила устройство и эксплуатацию трактора на отлично. Работать ее направили в Морозовский район, в совхоз им. Сталина. Во времена коллективизации, в 1930 году, Елизавета «била свою первую борозду» в поле.
В 1932 году девушка-трактористка вышла замуж. Ее избранником стал заведующий местным магазином Яков Иванович Иванов. Вскоре мужа перевели на работу в Маньково-Березовскую. Молодая жена поехала с ним и вместе с ним работала в магазине. Елизавета поступила и успешно окончила курсы продавцов второй руки смешанных магазинов в Ростове, получила диплом и была направлена на работу в межрайбазу г. Морозовска. От этой базы ее отправили на курсы шоферов, так как девушка была хорошо знакома с техникой, правда, пока с трактором.
Три месяца учебы в Ростове, и вот Елизавета уже шофер с водительским удостоверением. Она работала на той же межрайбазе, возила директора на легковом автомобиле, а на грузовике возила товары по девяти районам Ростовской области. Работа была очень тяжелая и беспокойная, а главное – Елизавета дома появлялась очень поздно. В конце концов муж настоял, чтобы она поменяла работу, и в 1940 году она устроилась шофером скорой помощи в железнодорожную больницу.
Началась Великая Отечественная война. 22 июня 1942 года Елизавету Мироновну мобилизовали в Красную Армию вместе с санитарной машиной. Она попала в отдельный восстановительный 52-й батальон 27-й бригады. Эта часть переформировалась в то время в Морозовске. Батальон передвигался вслед наступающим войскам и восстанавливал разрушенную железную дорогу и мосты. В составе этой части Елизавета Мироновна дошла-доехала до Мукачево, а потом в Бессарабии восстанавливали большой мост через Днестр. В боевых и трудовых заслугах батальона восстановление огромного моста через Днепр длиной в 1900 метров около города Черкассы.
Советские войска стремительно наступали, победа уже была близка. Восстановительный батальон перебросили в Румынию, в город Яссы, где они занялись своим привычным делом – восстановлением железнодорожного полотна и мостов.
Там произошел трагический случай. Вот как его описывает в своих воспоминаниях сама Елизавета Мироновна: «Трое бойцов – солдат, комсорг и лейтенант случайно подорвались на мине, которая осталась от фашистов. Мне приказали, как можно быстрее отвезти раненых в военно-полевой госпиталь. И я повезла бойцов через всю Румынию, в сопровождении капитана. Больных уложили на сиденья из кабины, мне же пришлось ехать, сидя на досках. По пути один из раненых умер, у второго началась гангрена (впоследствии, когда мы приехали в госпиталь, ему ампутировали ногу выше колена прямо при нас), а третьему, лейтенанту, извлекли из ноги осколки мины при помощи магнита и отправили с нами обратно в свою часть на лечение».
Из Яссы батальон передислоцировали на Украину, в Жмеринку, для быстрого ремонта железнодорожных путей. Фашисты по ночам бомбили станцию с воздуха, а наши бойцы восстанавливали железную дорогу, чтобы поезда с войсками и боеприпасами могли вовремя прибыть на фронт.
Елизавета Мироновна со своим батальоном побывала в Венгрии, в городах Дебрецен и Мишкольц, где они день и ночь ремонтировали пути, клали рельсы и шпалы. Затем Чехословакия, где батальон встретил День Победы.
Из воспоминаний Елизаветы Мироновны Ивановой :«Сколько было радости! Все, знакомые и незнакомые, обнимались, целовались, танцевали, смеялись и плакали. Вместе с нами радовались и чехи. Наш комбат вместе с чехословацким начальником организовал в клубе праздник по такому случаю. Все женщины нашей части, связистки, писари, санитарки, лепили вареники. Среди них была и моя землячка из Белой Калитвы, связистка Ольга Игнатенко, которая после войны вернулась в родной город и жила по ул. Заводской. Чехословацкому начальнику после торжественного митинга в честь Дня Победы мы подарили большую самодельную куклу…»
Кончилась война, женщин из батальона демобилизовали, но Елизавету Мироновну в составе части отправили на строительство железнодорожного полотна в Челябинске, где она работала до 10 сентября 1945 года. После чего наконец-то ей на смену прислали мужчину-водителя. Елизавета Мироновна передала ему автомобиль и вернулась домой.
В 1987 году была награждена орденом Отечественной войны II степени.
Редакция выражает благодарность Белокалитвинскому краеведческому музею за предоставленные архивные материалы.
Источник: