Я, внук репрессированных казаков, который не видел своих ни дедушки с бабушкой со стороны отца, ни дедушки со стороны матери, а также их могил. Поэтому после развала Советского Союза принял активное участие в возрождении казачества в Усть-Белокалитвинском юрте и в целом на Дону, за что награжден грамотой верховного атамана.
Первым долгом мы, дети и внуки репрессированных казаков, будучи членами правления юрта, приступили к восстановлению исторической справедливости. Это возведение каплички казакам-землякам, погибшим в дальнем зарубежье при исполнении своего интернационального долга. Год поиска ее исторического вида не дал результата. Тогда правление юрта, учитывая мое образование и опыт в проектировании, поручило мне подготовить свои предложения и выполнить пр оект, если он будет одобрен. Тогда я подумал, если в то время казаки станицы сумели построить капличку в память своих земляков, погибших на чужбине, то к нашему периоду времени в стране произошло не одно эпохальное событие, которое также заслуживает своей памяти. Это Великая Отечественная и Афганская войны, а также региональные конфликты. Поэтому я решил создать капличку в облике часовенки с четырьмя независимыми входами, символизирующими каждое событие. Правление рассмотрело мое предложение и одобрило его. Кроме этого, проект был представлен на обсуждении расширенного круга казаков Усть-Белокалитвинского юрта, где альтернативой был представлен проект городской архитектуры. Абсолютным числом голосов мой проект был одобрен и рекомендован для строительства на площади Майдан. Более десяти лет мы, не реестровые казаки, на свои скудные личные сбережения и пожертвования строили часовенку (капличку). Но остались небольшие недоделки: на каждом входе в часовенку с улицы не повешены иконы, нет луча света, исходящего вверх из обелиска, увенчанного литым лавровым венком (имитация вечного огня), нет подсветки фасада наземными фонарями в местах каждого входа, а также памятных плит.
Возрождение казачества на Дону происходило на общественных началах без финансовой поддержки со стороны государства более десяти лет. Потом произошла реорганизация казачьего движения с образованием реестровых казаков. Мы, не реестровые казаки, практически все вышли из правления юрта. Но печально то, что у реестровых казаков стало больше возможностей, появилась финансовая поддержка. Но вот уже почти два десятка лет часовенка (капличка) закрыта на четыре замка с прежними недоделками, хотя с моей стороны были неоднократные обращения к власти по этому вопросу. В качестве примера ответ администрации Белокалитвинского района №1768 от 09.06.2017 г., в котором говорится следующее: «запланировано совещание по реконструкции площади Майдан, где будет рассмотрен вопрос подсветки каплички, установка икон и памятных досок». Сейчас 2021 год, прошло еще два заседания градостроительного совета, дана рекомендация на последнем совете рассмотреть этот вопрос на общественном совете. Господа, мы прожили в Стране Советов 75 лет. Может, достаточно обсуждений обсужденному до вас общественностью и поддержанному прежней властью и пора браться за дело. А нынешнему поколению надо понимать, что мы, не реестровые казаки, не могли оставить без внимания трагическую судьбу своих предков. Поэтому в те далекие годы задача стояла построить часовенку, которая должна служить тем, кто причастен к трагедии своих близких, чтобы люди, у кого нет могил родственников, могли прийти в пасхальные или другие дни и поставить свечи за упокой их души. А так как это ритуальное сооружение, то священник обязан соблюдать религиозные каноны, требуемые для часовенок. Памятные доски, предназначенные для информирования жителей города, чтобы, не заходя в часовенку, они знали, кем она построена, и кому она посвящена.
Считаю несправедливым решением градостроительного совета исключить из текста памятной доски слева меня, автора идеи, архитектора, разработчика рабочих чертежей индивидуального проекта в одном лице и организатора строительных работ, которые я выполнял свыше десяти лет на общественных началах. Попытка убрать мой текст справа обезличивает назначение часовенки. Это недопустимо, и, на мой взгляд, это нарушение Конституции Российской Федерации ст. 67.1 «О недопустимости переписывания истории», ведь существует преемственность власти, и некорректно пересматривать решение предыдущей власти. Каждое время требует своих подходов и решений. Из этого складывается история города, района и страны в целом. В связи с вышеизложенным прошу при ремонте каплички дать указания выполнить все требования моего проекта, согласованного с прежней властью и утвержденного на расширенном круге казаков Усть-Белокалитвинского юрта.
На одном из заседаний правления юрта армейский старшина А.П. Романов внес предложение закрепить на капличке памятную доску с указанием автора проекта, но я возразил, считая, что при жизни это некорректно. А зря. Являясь автором шахматного клуба, в городском музее на стенде его истории в фотографиях другого человека. Вот как-то так может произойти и с капличкой. Я надеюсь, что мне не придется обращаться в соответствующие инстанции по защите интеллектуальной собственности.
В. Базовой.
Гор. Белая Калитва.
Источник: