В Ростове-на-Дону торжественно открыт бюст Героя Советского Союза маршала Ивана Христофоровича Баграмяна. Памятник установлен по инициативе церковного совета церкви «Сурб хач» при активной поддержке Нахичеванской-на-Дону армянской общины и участии земляков легендарного маршала из родового селения Чардахлы.
Первое поражение во время Великой Отечественной войны фашисты потерпели в Ростове-на-Дону. Точнее, в ноябре 1941 года они были выбиты из Ростова. Тогда немцы понесли серьезные потери. Эта была первая победа советских войск. Но мало кто знает, что операцию по освобождению Ростова-на-Дону подготовил прославленный маршал Баграмян. Правда, тогда он еще был генералом.
Уникальное село
В церемонии открытия принимал участие предс едатель белокалитвинской армянской общины «Наири» Андроник Габриелян, который рассказал журналисту «Перекрестка» о малоизвестных фактах из жизни своего земляка, прославленного маршала.
– Мы были вынуждены покинуть родные места во время карабахского военного конфликта, – говорит Андроник Габриэлович. – Но мы нашли новую родину на донской земле. В Белой Калитве сейчас живет 43 семьи из селения Чардахлы. Вообще, это уникальное селение, и мы по праву гордимся нашими славными предками. В годы Великой Отечественной войны 1250 жителей села ушли на фронт. 853 из них были награждены орденами и медалями, 452 пали смертью храбрых на поле боя. Село Чардахлы дало СССР двух маршалов – Ивана Баграмяна и Амазаспа Бабаджаняна, семерых Героев Советского Союза, 12 генералов, многих офицеров старшего командного состава.
Если немного углубиться в историю, можно вспомнить, что еще в царской армии служили три генерала-чардахлинца. Это герой русско-турецкой войны 1877-1878 года Арзас Тер-Гукасов, взявший турецкую крепость Баязет. Второй – генерал медицинской службы Джанбек Маркарян был главным врачом Кавказского армейского корпуса. Упоминался в хрониках также в звании генерал-адъютанта свиты Его императорского величества. После революции он подарил землякам свой двухэтажный дом в селе Чардахлы, где была открыта больница. Также все свои земли, пожалованные царем, он отдал в общее пользование. Третий генерал – Саркис Манасян, который родился и вырос в этом селе. В 1919 году он стал первым министром внутренних дел Первой Республики Армения. Из этого селения вышли четверо полных Георгиевских кавалера Арминак Маркарян, Ованес Хачатурян, Цакан Степанян, Ованес Мартиросян.
В советской армии служили 12 генералов-чардахлинцев. Это Сумбат Меликович Данилян, Алексей Оганесович Мартиросян, Гурген Георгиевич Манасян, Юрий Леванович Мартиросян, Илья Алексеевич Баграмян (племянник маршала), Леонид Арминакович Мартиросян, Григорий Арамович Каракозян, Гарегин Ашотович Габриелян, Рафаэль Николаевич Оганесян.
В годы Великой Отечественной войны чардахлинец Ашот Кочарян трижды был представлен к званию Героя Советского Союза, но вместо этого его награждали орденом Славы. Так он стал полным кавалером. А Героя ему не давали потому, что в годы коллективизации он помогал односельчанам прятать скот. Это стало известно председателю колхоза. Но так как Ашот был в то время подростком, уголовное дело не завели. Но этот факт остался пятном на всей биографии.
С раннего детства каждому чардахлинцу внушали: мужчина должен уметь защищать себя, свой род, свой народ. В деревне был культ оружия. В каждом доме были старинные ружья, шашки, сабли. Каждый мальчишка уже в семилетнем возрасте мастерил себе самострел и выходил с подростками пасти скот. Может, в этом причина такого большого количества героев-защитников Родины из одного небольшого села?
Встречи с маршалом
В 1979 году по инициативе самих чардахлинцев и при поддержке первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Гейдара Алиева в селе Чардахлы на месте дома, в котором провел детство маршал Баграмян, был построен музей боевой и трудовой славы. Было три больших зала, в том числе большой – маршальский. Была предусмотрена жилая часть, чтобы маршал Баграмян мог там жить во время приездов в родное село. Иван Христофорович никогда не забывал о своих корнях и при возможности приезжал в Чардахлы погостить.
– Иван Христофорович приезжал в очередной раз, – вспоминает Андроник Габриелович, – я тогда учился в третьем классе, и мы готовились встречать знаменитого земляка. Мы с ребятами на велосипедах поехали напрямик. Вскоре на дороге показался автомобильный кортеж. Остановилась огромная «Чайка», из машины вышел Иван Христофорович и на нашем чардахлинском диалекте спросил: «Ребята, вы меня встречаете?» Конечно же, мы встречали его. Тогда он приказал адъютантам погрузить наши велосипеды в багажник, а нас пригласил в машину. Что и говорить, мы были на седьмом небе от счастья – прокатиться в такой машине, да еще рядом с легендарным маршалом! Дальше было еще лучше. Когда мы приехали в центр, односельчане большой толпой встречали знаменитого земляка. Но первым из машины вышел… я. Такого они не ожидали, мой классный руководитель чуть в обморок не упала. Иван Христофорович вышел, стал общаться с односельчанами. Примерно через час я протиснулся сквозь толпу и снова оказался рядом с героем-маршалом. Он посмотрел и говорит: «А я тебя видел!» Я отвечаю: «Я тебя тоже». Мне сделали замечание, что к старшим надо обращаться на «вы». Баграмян сказал: «Это же ребенок. Зови меня просто дедушка Ваня!». Иван Христофорович спросил про меня, как учусь в школе, какого я рода – было очень приятно, что Герой Советского Союза интересуется мной.
Посох и маршальский жезл
В 1982 году Андроник Габриелян стал работать в чардахлинском музее боевой и трудовой славы, а с 1983 по 1988 год был его директором, поэтому знает много интересного из биографии маршала Баграмяна.
– Надо сказать, что его приезд всегда был для нас праздником, накрывались большие столы, за которыми хватало места всем, – вспоминает Андроник Габриэлович. – Как-то, во время одного из приездов в Чардахлы, он встречался со своим другом детства Цаканом. Иван Христофорович говорит: «Ты помнишь, Цакан?». Это оказалась история из детства, когда они вместе пасли овец и решили испечь картошку в золе. Цакан пошел за водой, а Иван в его отсутствие съел пару картофелин, за что Цакан ударил его посохом. Иван поссорился с ним и вскоре уехал в Гянджу, где отец будущего маршала работал на железной дороге. Там Иван Христофорович окончил русскую школу, поступил в железнодорожное училище, затем работал, потом начал успешную военную карьеру, а друг Цакан так и остался жить в родном селе. Прошло много лет, и когда друзья детства встретились за праздничным столом, Цакан пошутил: «Получается, Иван, если бы я тебя тогда посохом не стукнул, а ты не обиделся и не уехал в город учиться, то не стал бы маршалом. Жаль, что меня тогда никто не огрел палкой, чтобы я обиделся, уехал в город и стал хотя бы генералом!».
Умел любить и дружить
Знаменитый маршал был трогательно верен своей жене Тамаре. Когда он познакомился с ней, девушка была гимназисткой. Потом война, революция, гражданская война – судьба их разбросала. Но Иван Христофорович не переставал искать свою любовь и узнал, что Тамара вышла замуж за офицера, родила сына. Этот офицер погиб, а она живет в Нахичевани. Семья не одобрила выбор Баграмяна, не принято было брать жену с чужим ребенком. Но Иван Христофорович настоял на своем, поехал в Нахичевань и предложил Тамаре руку и сердце. Они прожили душа в душу много лет, в браке родилась еще дочь. Иван Христофорович любил и жену, и детей, ценил настоящую дружбу. Когда маршал Жуков был в опале, многие отвернулись от него. Баграмян, как настоящий друг, поддержал его в трудное время. За это Иван Христофорович тоже попал в немилость. В1948 году у него дома прошли обыски – искали трофейное имущество, которое он якобы вывез из Германии, но ничего не нашли. Тогда ему припомнили тот факт, что в молодости он поддерживал дашнаков, участвовал в Сардарапатском сражении в мае 1918 года. Но Сталин не поддержал «инициативу» Лаврентия Берия, который хотел обвинить будущего маршала, и от Баграмяна отстали.
– Мало кто знает, – говорит Андроник Габриэлович, – что в 1952 году во время торжественного приема в Кремле, на который был приглашен тогда еще генерал армии Баграмян и физик-ядерщик Алиханян, Сталин подошел к нему и говорит: «Товарищ Алиханян! Скоро у вас, у армян, тоже будет свой маршал. У нас, грузин, есть маршал, правда, он паркетный (он имел в виду Берия). Генералиссимуса не будет, так как он у нас один – это я. Зато у армян есть умный адмирал Исаков, без ноги, но с головой». Лаврентий Павлович узнал об этих словах и постарался сделать все, чтобы в маршальском списке не оказалось фамилии Баграмяна. Поэтому только в 1955 году Ивану Христофоровичу присвоили это высокое звание.
После войны
Во время Карибского кризиса в 1962 году Баграмян возглавлял разработку плана по доставке и размещению советской группы войск и ядерных ракет на Кубе и руководил операцией со стороны Советского Союза. Это была сверхсекретная операция. Чтобы навести потенциального противника на мысль о подготовке «мероприятий» на севере СССР, операции было дано название «Анадырь», личному составу воинских подразделений выдали лыжи, валенки и армейские овчинные тулупы. Маршал Баграмян блестяще справился с задачей. Ни американская, ни английская разведка не смогли ничего заранее узнать. Только когда советские войска оказались на Кубе – американцам пришлось считаться с этим фактом, и Карибский кризис был разрешен дипломатическим путем.
Когда Баграмян командовал Прибалтийским военным округом, он был приглашен на совещание, где один из партийных руководителей стал выступать на литовском языке. Когда слово предоставили маршалу Баграмяну, он заговорил по-армянски. После этого все выступавшие перешли на русский язык.
Родное село Чардахлы
– Наши земляки-маршалы Иван Христофорович Баграмян и Амазасп Хачатурович Бабаджанян всегда старались помочь родному селу, – вспоминает Андроник Габриэлович. – Возможности у них были. Например, в 1961 году их стараниями в селе была построена двухэтажная больница с современным оборудованием, был даже рентген-аппарат. В один из приездов Бабаджаняна чардахлинцы попросили помочь колхозу с техникой и запчастями. Подготовили большой список. В то время он командовал Одесским военным округом и вскоре оттуда пришли два вагона со всем, что было в списке. Но первый секретарь Шамхорского района Ахундов завернул технику и запчасти на районный склад МТС, чтобы распределить между всеми колхозами района. Чардахлинцы дали телеграмму маршалу Бабаджаняну и буквально через несколько часов Ахундов лично приехал в селение и пообещал все отправить с районного склада в Чардахлы. Что и было сделано.
В 1969 году в Чардахлы был построен мемориальный комплекс в честь погибших во время войны чардахлинцев. К сожалению, он, как и музей, разрушен во время армяно-азербайджанской войны в Карабахе.
Не так давно мы жили в одном большом государстве – Союзе Советских Социалистических Республик, делили на всех горе и радости, беды и победы. Сейчас нет ни Союза, ни республик, которые стали самостоятельными странами. Но общая история, общие герои, такие как знаменитые маршалы Баграмян и Бабаджанян, должны стать вехами настоящей большой дружбы между народами. Пускай мы теперь не одна страна, но что нам мешает оставаться добрыми соседями?
Источник: