Уступать или нет место в общественном транспорте каждый решает сам, но элементарную вежливость и уважение к старшим никто не отменял
Каждый день на работу и с работы я еду в автобусе, поэтому не один год приходится наблюдать, когда люди в возрасте, а также пассажиры с маленькими детьми и даже беременные женщины бывает вынуждены ехать стоя. И вот недавно в газете я написала реплику на эту тему. Буквально на следующий день в редакцию пришло смс-сообщение такого содержания: «Во всем цивилизованном мире в общественном транспорте передние места предусмотрены для пассажиров с детьми и инвалидов. В автобусе №103 необходимые таблички-указатели отсутствуют, вследствие чего малышей просто давят, водители замечания не делают, поддерживая таким образом несознательных граж дан. Вопрос: когда предприятие-перевозчик примет меры и обеспечит бесперебойность движения транспорта хотя бы в час пик, не унижая людей нечеловеческой давкой, и позаботится в автобусах о наших малышах?».
Итак, давайте попытаемся разобраться: закреплена ли обязанность уступать места в общественном транспорте в каком-либо нормативно-правовом акте. В постановлении правительства №1586 от 1 октября 2020 года «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», подпункт «г» пункта 24 читаем:
«Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок, перевозчиком размещается следующая обязательная информация: указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения».
Получается, что эта информация ни к чему не обязывает пассажиров. Указания не занимать места нет, а посему, к примеру, розовощекий гражданин может спокойно ехать на переднем сиденье и, как говорится, в ус не дуть.
А что же водители? Имеют ли они право вмешиваться в подобные ситуации, заставить одного пассажира уступить место другому. С этим вопросом мы обратились в ООО «Калитваавтотранс». Вот что по этому поводу сказал инженер по безопасности движения Дмитрий Петрович Янчевский:
— Водитель не вправе пересаживать пассажиров с таких сидений, он отвечает прежде всего за безопасность движения. Также он выполняет функцию кассира, именно ему пассажиры передают деньги за проезд. В салоне автобусов есть таблички, указывающие на места для инвалидов и граждан с детьми, они крепятся заводом-изготовителем. Поэтому если пассажиры не уступают место старикам, то тут прежде всего речь идет о воспитании наших людей.
Между тем в России уважение к старшим – принятая норма поведения. И она касается не только проезда в общественном транспорте, но и того, как ведет себя молодежь в целом. И порой бывает стыдно, когда подростки, не обращая внимания на взрослых, спокойно могут разговаривать матом в автобусе, на детской площадке или просто на улице. И самое обидное, что практически никто не делает таким ребятам замечания. И с этим надо что-то делать. Так, видимо, решили в Госдуме, и в конце прошлого года депутат Алексей Кобилев выступил с предложением ввести уроки этикета в школах. По его мнению, подавляющее большинство российских школьников ничего не знают о нормах поведения и этикете служебных отношений. Учить достойному поведению предлагают школьников младших классов. Это позволит избежать «девальвации общепризнанных ценностей», роста агрессии, нетерпимости и индивидуализма. И, напротив, повысит интеллектуальный и культурный уровень учеников, а также закрепит статус педагога как эталона нравственного поведения. Но у этой идеи есть и противники, в частности, сами педагоги, от лица которых открыто выступила заместитель председателя общественного совета при Минпросвещения Майя Пильдес. Она считает, что вводить уроки этикета в школах нет необходимости: за поведение и воспитание учеников несут ответственность не только педагоги в школах, но прежде всего родители. Стоит сказать, что этот вопрос уже поднимался в 2016 году. Тогда активисты опубликовали петицию на сайте «Российской общественной инициативы», но она не набрала достаточного количества голосов для обсуждения властями.
Наши жители тоже не остались в стороне и высказали свою идею, как бороться с равнодушием и невоспитанностью. Т.П. Козлова, приезжая в гости к родственникам в Чебоксары, заметила, что там в общественном транспорте периодически воспроизводится магнитофонная запись примерно следующего содержания: «Уважаемые пассажиры! Просим вас быть внимательными и уступать места инвалидам, пенсионерам и малолетним детям!». Тамара Павловна считает, что такие напоминания, возможно, в какой-то мере помогут восполнить недостаток в воспитании нашей молодежи.
И что хотелось бы сказать в заключение. Мы, конечно, сами решаем: уступить место в автобусе старушке или и так доедет. Но когда все-таки предложишь ей сесть, то и самому приятно и как-то на душе становится легче. Возможно, потому, что милосердие всегда было характерной чертой русского менталитета.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Источник: