В 1389 году, совершая путешествие из Москвы в Константинополь, Московский митрополит Пимен писал о наших местах: «Нет ни селений, ни людей, одни дикие звери – козлы, лоси, медведи, волки. А бобры да выдры смотрят на странников, как редкое явление в сей стороне. Лебеди, орлы, гуси, журавли непрестанно парили над нами».
Постепенно уходила одна эпоха, оставив после себя, словно памятники в степи, сигнальные да могильные курганы. А на смену спешила другая эпоха – активного заселения наших мест, полная человеческих страстей и кровопролитных сражений. Простор манил людей, стали появляться первые стойбища, зимовники, хутора, давшие впоследствии начало административному оформлению земель войска Донского.
В отчете войскового атамана за 1859 год ск азано, что на территории имеется один город, 110 станиц, 99 помещичьих усадеб, 521 поселок и 1662 хутора.
Возросшее население, чтобы прокормиться, активно осваивало территорию, росло производство зерна. В 1867 году было собрано 3370154 четвертей зерна (четверть – 8 пудов или 130 кг). Зерно требовало переработки, поэтому возникала серьезная проблема, как это сделать. В то давнее время люди в наших местах имели возможность использовать в качестве рабочей силы только ветер и воду. Но ветер в наших местах ненадежный помощник, не позволял интенсивно использовать мельничный механизм. Поэтому предпочтение было отдано не ветряным, а водяным мельницам.
Первая водяная мельница на реке Калитве была построена в 1734 году в селе Степановка. Чтобы создать напор воды для вращения водяного колеса, одного из главных механизмов для приведения в работу жерновов, пришлось построить плотину-греблю из бутового камня. Идея строительства плотин не нова, еще в 3000 году до нашей эры царь Мин, правивший Египтом, возвел плотину высотой 15 метров, длиной 550 метров, перекрыв Нильскую излучину. На высушенном русле построил город Мемфис.
Плотина-гребля полностью удовлетворяла хозяйственные потребности, регулируя уровень воды. В гребле устраивались протоки для прохода рыбы, что не ущемляло рыбопроизводства. Со строительством мельниц была создана система гребль-плотин. Мне в свое время удалось увидеть останки некогда этих серьезных сооружений. От Белой Калитвы до Литвиновки их было шесть: на Пигарке, Дороговская, Никитинская (Крутинка), Свинаревская (х. Ленина), Финицкая и Лаухина (были расположены между х. Ленина и бывшим богатым хутором Дубовым). А сколько их было построено на всем протяжении реки – неизвестно. Гребли располагались на реке с таким расчетом, чтобы плес образованной одной поднимался до соседней. Поэтому река казалась широкой и глубокой. Я полностью согласен с О. Зелениным, что водный режим реки был изменен искусственно с помощью плотин, к ним еще можно прибавить строительство многих мостов, которые становились своеобразными плотинами. Взгляните на останки бывшего моста в Литвиновке.
Планируя свою деятельность, люди шли к намеченной цели, не утруждая себя, а какие последствия это окажет в будущем. Плотины-гребли меняли вектор движения воды, поэтому река во многих местах меандрировала, т.е., размывая один берег, устраивала водоворот, в результате русло искривлялось, река как бы упиралась в излучину, где бушевал абразионно-оползневый процесс, подмывая берег, размывая мягкие грунты, унося их вниз по течению, тем самым заиливая реку. Перед греблями всегда шел процесс данных песчаных и илистых отложений, зеркало реки поднималось, в связи с этим гребли необходимо было достраивать в высоту, что, безусловно, сказывалось на многоводности реки.
Жизнь не стояла на месте. ХIХ век внес существенные изменения в технологии, стали появляться паровые мельницы. Из отчета войскового атамана за 1891 год мы видим, что уже работало 10 паровых мельниц и с каждым последующим годом их становилось все больше, что послужило началом упадка водяных мельниц, которые не могли конкурировать с паровыми. А приход электричества поставил окончательно крест на этой водяной отрасли. Гребли стали никому не нужны, были брошены на произвол.
«Законсервированные» гребли играли уже не созидательную роль, а стали приносить вред. Данные отложения достигли верхних пределов гребли, перед плотиной возникали острова, река интенсивно мелела.
Сегодня средняя глубина реки Калитвы, например, в различных местах колеблется от 20 см до 1,5 метров, а ширина в отдельных местах составляет 10-15 метров. Не только реку Калитву постигла такая участь. Многие американские реки, река Волхвов, да практически все реки, которые зарегулированы плотинами, также выглядят. Многие считают, что, восстановив гребли, мы сможем увеличить многоводность реки, но это не так. Сколько бы ни строили на Дону гидроузлов, этим не сделаешь его многоводным или эффект будет временным. Необходима не выборочная, а генеральная очистка рек, ее притоков, устранение всех негативных явлений, которые создает человек, нарушая природный баланс.
Владимир Сонкин.
Источник: