Среда, 11 Августа 2021
1 1 1 1 1

Приблизительно последние полтора года мы все чаще слышим такое определение, как «суверенный рунет». У сетевых паникеров тезисы этого понятия вызывают острое негодование, основанное на предположении, что в России якобы может вступить в силу модель агрессивного регулирования доступа в Интернет и его контроля, как это реализовано в Китае, Северной Корее и Туркменистане. Но так ли все страшно?

Хроники

Все началось в ноябре 2019 года, когда в силу вступили поправки в федеральные законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающие создание национальной системы маршрутизации интернет-трафика, инструментов централизованного управления и тому подобное. Согласно им, операторов связи обязали установить на узла х маршрутизации внутри сраны и на ее границах оборудование, призванное фильтровать трафик, а на Роскомнадзор были возложены обязанности по централизованному управлению российским сегментом Интернета и блокировке запрещенных на территории страны сайтов и приложений.

Согласно государственной позиции, это мотивировалось превентивными мерами на случай отключения страны от Интернета извне, необходимостью обеспечивать безопасность в рамках борьбы с терроризмом согласно «закону Яровой», защиты авторских прав (блокировка торрент-трекеров и сайтов с пиратским контентом) и прочими схожими причинами.

Крупным толчком для старта событий послужила попытка заблокировать в России мессенджер Telegram в 2018 году после крупного теракта в Санкт-Петербурге, когда разработчик сервиса Павел Дуров отказался предоставить ФСБ ключи шифрования, которые позволили бы прочесть переписки шести конкретных людей, причастных к преступлению. Инициатива обернулась комедийным провалом: Роскомнадзор шквально блокировал IP-адреса, используемые приложением, что «сломало» множество других ни в чем не повинных сервисов, включая некоторые сайты правительства РФ, и только сам Telegram продолжал работать, как ни в чем не бывало. Осознав неидеальность принимаемых мер, ответственные службы инициировали формальную разблокировку сервиса, завершившуюся в 2020 году. Особую пикантность ситуации добавляло то, что все это время правительство РФ продолжало пользоваться мессенджером на регулярной основе, поскольку с его помощью координируется работа множества госструктур.

С тех пор до недавнего времени столь же громких прецедентов в рунете не случалось. Точечно блокировались сайты, распространявшие запрещенную на территории России информацию и пиратский контент, но особой шумихи это не вызвало, поскольку сетевые умельцы очень быстро нашли множество способов обхода блокировок, а некоторые сайты таки вняли голосу разума и удалили неугодные данные из своих архивов.

В марте 2021 года Роскомнадзор начал процесс замедления на территории страны популярнейшей социальной сети Twitter за систематическое игнорирование запросов об удалении запрещенных в России материалов, поступавших руководству сервиса с 2017 года. Чисто технически инициатива была реализована столь же неэффективно, как и в случае с Telegram. Лишь у части пользователей соцсеть перестала работать в прежнем режиме, но при этом сильно пострадало функционирование других сайтов, в том числе самого Роскомнадзора, Госдумы, Кремля и правительства. Впрочем, кое-чего достигнуть удалось: после проведенного с властями РФ диалога руководство Twitter удалило больше половины из более чем 3000 запрещенных материалов, и процесс продолжается.

Чего не стоит бояться?

По нескольким очевидным причинам, полная блокировка доступа в Интернет и его тоталитарный контроль со стороны правительства нам не грозят, как бы об этом не волновались особо мнительные обитатели сети. Во-первых, как утверждают эксперты, это хоть и технически возможно, но из-за этого глобальная экономика может понести серьезнейшие потери, поскольку Россия является одним из крупнейших игроков на многих рынках стратегического значения. В условиях информационного противостояния ведущих мировых государств подобная мера будет подобна ядерному удару, и на это вряд ли кото-то сегодня пойдет.

Во-вторых, модели Туркменистана и Северной Кореи подразумевают тоталитарный режим и строгие, порой карательные меры по отношению к местному населению, нарушающему местные правила пользования мировой сетью, из-за чего тамошние жители попросту не решаются выходить в Интернет под страхом репрессий. И до этого, учитывая сложившиеся российские реалии, у нас скорее всего не дойдет никогда. А тот же Китай, печально известный своим контролем сетевой деятельности населения, фактически никак от Интернета не отсечен и активно его использует, возьмите ту же торговую площадку AliExpress.

Отдельные прецеденты преследования граждан страны за «репосты в соцсетях», о которых мы периодически слышим из либеральных СМИ, легко трактуются с точки зрения прямого нарушения законов РФ конкретными личностями, и этого спокойно можно избежать, попросту не совершая никаких противоправных действий. Основные права граждан по доступу к информации при этом никак не нарушаются.

Альтернатива

Но давайте на минуту предположим, что Россию все-таки отключили от доступа в мировую сеть. Чем это чревато? Во-первых, крахом экономики страны. Те же службы Сбербанка, к примеру, используют домены Google для своего функционирования, и без них мы вернемся в эпоху сберкнижек и оплаты всего на свете наличными. Во-вторых, случится социальный взрыв. Большинство россиян среднего возраста и моложе привыкли активно пользоваться социальными сетями, хостингами и прочими информационными сервисами, основные активы которых сконцентрированы за рубежом, и без них у нас останутся лишь книги, газеты, радио и телевидение, как полвека назад. К этому не будет готов никто.

Фактически, избежать этого можно. Функционирование Интернета по всему миру сконцентрировано вокруг огромных корневых серверов, 7 из которых находятся в США и 1 – в Европе. Дабы уберечь себя от последствий перспективного отключения, Китай организовал на своей территории 4 резервных дата-центра, благодаря которым информационная сеть страны не пострадает, даже будучи полностью обособленной от остального мира. Предстоит создать таковые и в России, работа над чем ведется в данный момент. Проблема лишь в том, что большинство крупных российских серверов работают на американском оборудовании Cisco, которое возможно отключить извне. Китай обезопасил себя альтернативными национальными техническими разработками, от процессоров до программного обеспечения. И мы также должны пойти по этому пути, вложившись, например, в развитие процессоров «Эльбрус» от компании МЦСТ и операционных систем на базе Linux.

Осталось дело за малым – обеспечить страну альтернативными сайтами, приложениями и службами, которые смогут прийти на замену всем привычным, западным. К примеру, сфера социальных сетей почти не пострадает. Даже если у нас отключат Facebook, останется популярнейшая сеть Вконтакте, которой и так уже пользуется подавляющее число россиян. На замену видеохостингу YouTube сможет прийти Rutube, недавно переживший глобальный редизайн и ставший намного удобнее и дружелюбнее к пользователям. Увы, пока у него сохраняется ряд серьезных проблем с качеством видео, охватом аудитории и алгоритмами модерации, но начало уже положено. Возможно, со временем мы увидим и альтернативы сверхпопулярным сетям Instagram и Tik Tok.

С этой же целью недавно была утверждена инициатива по предустановке российского программного обеспечения на продающиеся у нас смартфоны. Некоторые особо мнительные личности, помешанные на анонимности, возмутились, что это делается с целью прослушивания пользователей гаджетов спецслужбами. Им, видимо, невдомек, что те же Google и Apple и так этим занимаются. Доказательство – контекстная реклама, предлагаемая вам даже после того, как вы просто заговорили о том, что хотите что-то купить, рядом со своим телефоном.

Но это все в будущем. Можно строить разные прогнозы касательно того, что ждет российский Интернет. Пока что в мире установилось шаткое равновесие. Почти 60% населения планеты сегодня так или иначе зависит от глобальной информационной сети, и нанести удар по без малого 5 млрд человек вряд ли кто-то решится. Но нельзя исключать любой, даже самый негативный вариант развития событий. И формирование «суверенного рунета» направленно именно на минимизацию возможных последствий, а не на какой-то там жестокий контроль за населением страны, которого некоторые боятся как огня.

Источник: perekrestokinfo.ru

Для того, что бы оставить отзыв, Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться
Регистрация не займет более одной минуты, а так же Вы сможете авторизироваться с помощью соц. сетей