Церковь Троицы Живоначальной в народе называют Дядинским или Свято-Троицким храмом. Территориально он находится в хуторе Дядине, а относится к Волгодонской и Сальской епархии, Белокалитвинское благочиние. Почти 140 лет назад местные казаки вышли с инициативой и добились разрешения на строительство храма. А затем возводили и содержали на собственные средства редкий на донской земле образец церковной постройки в византийском стиле, который в настоящее время является памятником архитектуры конца XIX века.
Благословение получили
Летом 1882 года казаки хуторов Дядина и Поцелуева, встречая архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана, проезжавшего в окружную станицу через хутор Дядин, рассказали ему о своем желании — построить в этом хуторе церковь во имя Святой Троицы. Благословение на строительство было получено, и в ноябре того же года на общем сходе двух хуторов в присутствии хуторских атаманов казаки подготовили документ — так называемую «подписку» о принятии решения о строительстве в хуторе церкви. Ее полную версию можно и сегодня прочесть на просторах интернета. Если кратко, то согласно ей, присутствующие «на сходке» постановили:
…к уже имеющимся на тот момент 700 рублям, собранным гражданами на постройку храма, добавить 2715 рублей. Также казаки решили, по добровольному согласию собрать с каждого мужчины по пять рублей серебром. А их на тот момент в двух хуторах насчитывалось 543 души.
В декабре того же года доверенные от общества, уповая на то, что хутора многочисленные, а расстояния, отделяющие их дома от церкви, к приходу которых они принадлежат, значительные, стали ходатайствовать о строительстве храма. И в соответствующем документе сказано, что граждане Поцелуева в летнее время из-за водополья, а в зимнее из-за снежных заносов годовые праздники, такие как Рождество, Светлое Воскресение Христово и прочие, вынуждены встречать не в Успенской церкви, находящейся в ст. Калитвенской (ныне Каменский район), к приходу которой они принадлежат, а в Иоанно-Богословской, находящейся в х. Свинареве (сейчас это х. Ленина). Также казаки ссылались на то, что все граждане, в том числе из соседних хуторов, лежащих вплоть до станицы Ермаковской, «имеют прямой тракт» через хутор Дядин до Каменска, где сбывают хлеб и другие продукты. А также через хутор шли на заработки и проезжали в сторону Каменска, а на этом пути им встречалась лишь одна церковь — в станице Калитвенской, которая от хутора Дядина находится на расстоянии 16 и от Каменска 18 верст. Кроме того, казаки указали и такой немаловажный аспект, как из числа граждан, идущих мимо Дядина, некоторые нередко по болезни останавливаются до выздоровления в хуторе. А застигнутые внезапной болезнью умирают без покаяния, и их хоронят без православного обряда – «по одним лишь предписаниям Усть-Белокалитвинской станицы».
Вот так казакам хотелось не только «удовлетворять свои семейства требованиями скорой подачи духовной помощи», таким как «покаяние нуждающимся престарелым гражданам и гражданкам и немедленным крещением новорожденных больных младенцев», но и позаботиться о проходящих через хутор.
О нелегкой судьбе строительства читайте полностью в спецвыпуске «Майдан» в газете от 24.08.2021 г.
Источник: