В преддверии Дня машиностроителя хотелось бы вспомнить историю зарождения данного праздника в нашем районе и начать ее с поселка машиностроителей.
От колхозной усадьбы до микрорайона
Многие считают, что история микрорайона Заречного начинается со строительства завода «Сельхоззапчасть» («Калитвасельмаш»). Но это его второе рождение. А зарождение поселка, будущего микрорайона, уходит в далекий 1947 год.
В 1943 году после освобождения Белой Калитвы от немецко-фашистских оккупантов возобновляют свою работу три колхоза: «Прогресс» в Марьевке, им. Ворошилова Белокалитвинского поссовета и колхоз имени ХVI партсъезда Нижнепоповского сельсовета. Хозпостройки колхоза им. Ворошилова были размещены на левой стороне реки Северский Донец, а все землепользование – на правой стороне. Через реку не было моста или какой-либо другой построенной переправы, только лодочная, и в летнее время – паром. Отсутствие переправы создавало сложности в ходе весенней полевой кампании. Кроме того, колхоз не имел в Белой Калитве свободного приусадебного фонда для наделения землею новых членов колхоза. И вот 13 марта 1947 года исполком Белокалитвинского райсовета принимает решение о переселении дворов колхозников и всего центра колхоза им. Ворошилова из Белой Калитвы на правый берег реки Северский Донец.
27 июня 1949 года на заседании Белокалитвинского поссовета обсуждается вопрос о строительстве поселка. Из намеченных по плану 9 домов закончено строительство 6 домов, 3 дома построены на 30% и сверх плана заложен фундамент для строительства еще двух домов. Из общественных построек полностью закончено строительство зернохранилища, детских яслей, свинофермы – на 85%. Заложен фундамент коровника, начато строительство телятника у балки Грачевой. Для продолжения успешного строительства поселка работает бригада камнеломов.
3 марта 1959 года исполком Белокалитвинского райсовета присваивает наименование вновь возникшему населенному пункту — хутор Заречный. В мае 1973 года отводится земельный участок филиалу завода «Ростсельмаш» площадью 18,56 га для строительства жилого микрорайона на правом берегу реки Северский Донец, и с этого момента начинается превращение бывшей колхозной усадьбы в современный промышленный микрорайон.
С августа 1977 года хутор Заречный перестает существовать как самостоятельный населенный пункт, так как включен в черту г. Белая Калитва. В сентябре 1977 года во вновь строящемся микрорайоне Заречном весь жилой массив называют одной улицей Машиностроителей. Со временем микрорайон стал разрастаться и превратился в маленький городок. Первым жилым объектом в 1977 году сдается общежитие, 1/1 и 1/2.
С 1 сентября 1979 года открывается средняя школа №16. Одна за другой растут многоэтажки. Отводятся участки под строительство новых жилых домов, детских садов. За все время строительства в микрорайоне построено 37 жилых многоэтажных домов.
В 1982 году отводится земельный участок под строительство еще одной школы — №17, которая начала работать с сентября 1993 года. В ноябре 1986 года закончено строительство кинолекционного зала на 300 мест (ДК «Заречный»).
Вроде бы все это – сухая статистика, но не нужно обладать слишком большим воображением, чтобы представить себе то, что у белокалитвинцев на виду: поднявшиеся в голой степи новые цеховые корпуса, огромный жилой массив для заводчан-калитвасельмашевцев, новые объекты здравоохранения, просвещения, коммунального хозяйства, торговли и связи. И всему этому мы обязаны замечательному человеку с большой буквы – Юрию Александровичу Пескову. Вспомним его, уважаемые ветераны завода «Калитвасельмаш», добрым словом. Вечная ему память.
«Калитвасельмаш»: история завода
Завод «Сельхоззапчасть» («Калитвасельмаш») долгое время был одним из градообразующих предприятий города Белая Калитва. За все годы своего существования заводчанами были освоены и выпускались основные виды продукции, навесное оборудование «ПУН-5» и «ПКН-1500», а также новые виды изделий — «СПФ-0,5»; пресс-подборщик сена «ПВ-6»; жатка на комбайны «Нива» и «Дон»; приставка на комбайны, а также продукция метизного и кузнечного производства, комплектующие изделия.
В 1971 году первый камень в фундамент сборочного цеха (КЗЧ) при его строительстве заложил первый секретарь Белокалитвинского горкома КПСС (1967-1972) Николай Дмитриевич Пивоваров. Долгие годы он работал (1979-1989) вторым секретарем Ростовского обкома партии. С 1989 по 1992 год — член Президиума Верховного Совета СССР.
Первым директором завода «Сельхоззапчасть» был Виктор Нуянзин, бывший руководитель ученого комбината БКМЗ. Делопроизводство и кадры вела В.А. Котова, бывшая работница машбюро заводоуправления БКМЗ. В 1974 году ее пригласил на работу В. Нуянзин. В то время уже работали Л.М. Блатман, В.К. Брагин, Виктор Прищепа и другие. Это были первооткрыватели завода «Сельхоззапчасть».
В 1972 году в СУ «Алюминьстрой» началась новая эра. На БКМЗ выросли объемы работ в связи с началом строительства пристройки к прокатному цеху для выпуска длинномерных плит. В это же время в городе начался новый строительный бум в связи с возведением корпусов завода «Калитвасельмаш». Естественно, нужно было строить не только новый завод, но и жилье для строителей и рабочих возводимого завода — филиала «Ростсельмаша». Объемы строительства и монтажа по СУ «Алюминьстрой» были доведены до 8 млн рублей в год. В то время это были большие деньги. Управление освободили от периферийных строек, и оно вновь сконцентрировалось на промышленном строительстве. Строительное управление, к тому времени включавшее в себя СУ-35 и «Алюминьжилстрой», в апреле 1975 года было передано в состав Строительного треста №2, созданного в Белой Калитве на базе двух управлений – СУ №14 и СУ №35. Это было обусловлено большими объемами строительно-монтажных работ в городе и Белокалитвинском районе в эти годы. Во время перестройки Стройтрест №2 был преобразован в ООО «Калитвастрой». В разные годы управляющими Стройтреста №2 были Ф.И. Сбитнев, А.П. Романов.
Объемы и масштаб работы, выполненной строителями тех лет в тяжелейшей обстановке, порой при отсутствии необходимого оборудования, нередко вручную, и сегодня поражают воображение. Строительное управление построило не только завод, но и жилой поселок машиностроителей Заречный, красиво вписавшийся в городской вид. Завод и микрорайон строились такими темпами, которых никогда не знала его история. Основные финансовые вложения шли от завода «Ростсельмаш». Куратором промышленного и жилого комплекса был лично генеральный директор завода «Ростсельмаш» Ю.А. Песков. Без его огромного авторитета и влияния в правительстве СССР микрорайона и завода могло бы и не быть.
В 1973 году завод выпустил первую продукцию – вал контрпривода для комбайна СК-3. Считаю, что этот день стал днем рождения завода. В 1976 году специализацией завода становится выпуск универсальных навесных приспособлений ПУН-5 для уборки и переработки незерновой части урожая, а также запасных частей к зерноуборочным комбайнам. Одновременно увеличивается землепользование завода «Калитвасельмаш» под промышленное строительство. Все эти годы промышленное и жилищное строительство ведет Стройтрест №2 под руководством управляющего А.П. Романова. Анатолий Павлович начинал свою трудовую деятельность в стройтресте плиточником и дошел до управляющего ООО «Калитвастрой», а еще позже был избран главой Белокалитвинского района. Здесь же уместно вспомнить и Владимира Александровича Аверченко, который внес свою лепту в строительство завода и микрорайона Заречного. Оба руководителя родом из поселка Коксового.
История ОАО «Калитвасельмаш» не была безоблачной. Самый сложный период был связан с кризисом сельскохозяйственной отрасли 90-х годов, когда из-за неплатежеспособности заказчиков финансовое положение предприятия было на грани полного краха. Завод находился под внешним управлением, объявлялся банкротом, но, используя внутренние резервы, сумел выйти из труднейшего положения, сохранив самостоятельность. Но, как оказалось, ненадолго.
В 2001 году освоено производство универсальной одноосной тележки для транспортировки жаток, производство измельчителя-разбрасывателя к комбайнам «Нива», «Сибиряк», «Енисей» по природосберегающим технологиям уборки урожая. Но это уже не спасает завод. Январь 2003 года стал началом нового спада производства на заводе. Сложившаяся ситуация по текущим долгам требовала немалых затрат. До конца года необходимо было заплатить более 70 млн рублей. В связи с этим были определены бизнес-цели ОАО «Калитвасельмаш» на 2003 год, которые так и остались только на бумаге. Завод пытался всеми силами и средствами выкарабкаться из долговой ямы, в которой он оказался. Пытался дробиться, делиться на дочерние предприятия, чтобы списать долги. Было организовано ОАО «Калитвасельмаш» и дочерние предприятия: ООО «Машзавод», ООО «Нормаль», ООО «Дон».
В марте 2003 года на экспериментальном участке «Агрегат» было изготовлено 17 многофункциональных кормораздаточных агрегатов АКМ-9 и направлено на испытания в животноводческие комплексы Ростовской области и Краснодарского края. Цех АКМ-9 спроектирован на площадях механического цеха корпуса метизов. С 2004 года намечалось начать его серийный выпуск. Но наступил 2005 год, и все в одночасье рухнуло… 17 августа 2005 года завод «Сельхоззапчасть», впоследствии завод «Калитвасельмаш», ОАО «Калитвасельмаш», прекратил свое существование.
Но микрорайон Заречный, детище завода, продолжает жить и процветать на благо наших детей и внуков. Жизнь продолжается. Академик Д.С. Лихачев писал: «Новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционного, как итог, а не отмена старого и накопленного». На языке строителей это звучит проще, но не менее мудро: «Дом не стоит без фундамента, и мы его должны заложить и оставить детям». Мы, ветераны завода, его заложили, осталось за малым, нашим детям и внукам предстоит продолжить трудовые традиции дедов и отцов.
В. Котов,
ветеран завода «Калитвасельмаш» 1982-1998 гг.
Источник: