Летом 1939 года станица Усть-Белокалитвинская встретила первых строителей будущего Юго-Восточного завода по обработке легких сплавов.
В 1940 году полным ходом шло освоение промышленной площадки: рабочие рыли котлованы, строили складские помещения, проводили железнодорожные пути к стройке от станции. На окраине станицы поднимались стены жилых домов. Весной 1941 года станица получила новый статус – рабочий поселок, который назвали Белой Калитвой.
В 1941 году строительство нового завода было остановлено из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Во время оккупации на территории будущего завода (пока это был район старого птицесовхоза), на его едва обозначившейся промплощадке немецко-фашистские захватчики устроили концлагерь. Здесь погибли от холода и голода, от жестоких расстрелов предположительно 5-7 тысяч советских людей.
Весной 1944 года в Белой Калитве работала комиссия по определению ущерба, причиненного войной строящемуся заводу.
2 мая 1948 года правительство СССР подписало постановление о строительстве Белокалитвинского завода алюминиевого проката. На месте промышленной площадки закипела работа. Несмотря на объективные послевоенные трудности, в течение первых месяцев были заложены фундаменты и стены основных и вспомогательных цехов, гараж и многие другие объекты. Одновременно строились жилые дома, школы, больничный городок, Дворец культуры и т.п.
В начале 50-х годов на промплощадку прибыли первые специалисты. С этого момента начал формироваться заводской коллектив металлургов.
6 июля 1953 года Государственная комиссия приняла первый промышленный объект: блок ремонтных цехов.
5 августа 1954 года коллектив трубопрессового цеха отпрессовал первую продукцию из слитков, полученных с одного из ленинградских заводов.
12 октября 1954 года литейный цех выдал первое литье – этот день официально считается днем рождения завода.
В 1957 году завод первым в СССР приступил к выпуску спортивного инвентаря: шеста, копья, обруча. Белокалитвинские копья понравились и зарубежным спортсменам, наша продукция стала поставляться за границу. В конкурсе на маркировку копий победила идея начальника нормативно-исследовательского бюро ОТЗ В.П. Михина, воплотившаяся в знаке «Ласточка». Летящая птица отразила суть, стала символом легкости и дальности полета.
В 1959 году, впервые в отечественной практике, для получения металла повышенной чистоты были использованы усовершенствованные работниками объединения индукционные канальные печи.
В 1969 году впервые в мире была освоена серийная отливка круглых слитков в электромагнитный кристаллизатор, а в 1970 году – плоских слитков. Это изобретение было запатентовано в 17 странах мира.
В 1973 году в трубном производстве был смонтирован первый в Европе стан бухтового волочения ТБ-2800.
В 1977 году прокатный цех объединения освоил производство особо крупногабаритной и длинномерной (до 30000 мм) продукции.
С 1980 года в объединении впервые стали выпускать, наряду с алюминиевой, и тефлонированную посуду.
В 1981 году «За успешно проведенную реконструкцию и ввод в действие дополнительных мощностей» Президиум ВС СССР наградил предприятие орденом Трудового Красного Знамени.
По материалам музея истории АО «АМР».
Источник: