Человек не рождается со сложившейся речью. Сначала он произносит звуки, слоги, потом слова, из которых строит предложения и учится излагать свои мысли. Однако не у всех этот процесс идет гладко. В последнее время дети с речевыми проблемами встречаются все чаще. Как правило, если родители видят, что ребенок не может справиться самостоятельно, они обращаются за помощью к логопеду.
Накануне профессионального праздника мы встретились с логопедом Дома детского творчества Светланой Алексеевной Назаренко. Светлана Алексеевна, окончив Таганрогский пединститут по специальности «Методика и педагогика начального образования», много лет проработала в Шолоховской школе-интернате.
— Дети были трудные, с нарушениями речи, с психическими расст ройствами, — рассказывает Светлана Алексеевна. — Если, к примеру, в обычной школе мы учим первоклассников читать и писать, а многие уже приходят и с этими навыками, то в интернате дети порой и говорить толком не умели. Для полноценных занятий с такими школьниками нужен комплексный подход. Тогда я стала задумываться о профессии психолога. Поступила в ЮФУ, а во время учебы одна из однокурсниц, узнав о том, где я работаю, посоветовала сразу учиться и на логопеда. Так я получила две специальности. А через время наша семья переехала в Белую Калитву, и мне пришлось уйти из школы-интерната. Выбрав из трех профессий профессию логопеда, я ничуть сегодня не жалею, мне нравится моя работа. В Доме детского творчества веду занятия с детьми уже пять лет.
— С какими проблемами чаще всего приходят дети?
— В основном с проблемами звукопроизношения, хотя это только верхушка айсберга. Есть еще глубинные нарушения речи: нарушения слоговой структуры – когда ребенок меняет слоги местами, пропускает звуки или какой-либо слог повторяет постоянно, нарушения фонематического слуха, когда не распознает некоторые звуки, например «ж» и «з», дизартрия – когда речь ребенка теряет свою членораздельность и внятность. Часто детей с такими нарушениями отправляю еще и на консультацию к врачу-неврологу. И нужно сказать, положительный результат от совместной работы есть. Если говорить о звуках, то самые трудные – это шипящие, р – л. Это звуки позднего онтогенеза, когда ребенок начинает произносить их позже остальных. К примеру, звук «р» должен появиться где-то лет в пять. Если же к шести годам его нет, то пора бить тревогу.
Советы специалисты о том, как развивать речь у детей, читайте в выпуске газеты от 12 ноября 2021 года.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Источник: