Этот материал-воспоминание появился практически случайно, из забытой в редакции папки со старыми фотографиями. Принадлежали они живущей на Заречном пенсионерке Людмиле Андреевне Пермяковой, и по ряду причин мы долго не могли вернуть ей драгоценные памятные снимки. А когда это случилось, она рассказала небольшую, связанную с ними историю.
Анатолий Иванович Пермяков, ныне покойный муж Людмилы Андреевны, – уроженец деревни Дмитриевка Курской области. Свою будущую жену он нашел фактически там же, всего в 5 километрах от родного дома, в соседнем поселении. Жили, как и все сельские жители в то время: вели хозяйство, вкладывали все силы и душу в землю.
По достижении призывного возраста молодого Анатолия призвали на службу в Енакиево, что недалеко от Черного моря, на территории нынешней ДНР. Полгода в подготовительной части он вспоминал как сложное и голодное время, полное лишений. Но случилось так, что в 1954 году его распределили моряком на крейсер «Орджоникидзе», где началась уже совсем другая служба. Увы, о тех временах в памяти Людмилы Андреевны осталось очень мало чего. Сам Анатолий не слишком много об этом распространялся. «Был бы он жив, рассказал бы сам, — говорит Людмила Андреевна.
Но что ей точно запомнилось, что за это время ему довелось ходить в море с первыми лицами государства: Н.С. Хрущевым, Н.А. Булганиным, А.Н. Туполевым и И.В. Курчатовым. Детали того похода помогли восстановить сетевые архивы. В апреле 1956 года «Орджоникидзе» с важными персонами на борту в сопровождении эскадренных миноносцев «Смотрящий» и «Совершенный» выдвинулись к берегам Англии. Восьмидневное посещение Европы носило дипломатический характер и стало первым в истории Советского Союза визитом такого масштаба. В целом моряки вспоминают то плавание достаточно тепло. Первые лица Союза охотно общались с экипажем, а сам Хрущев отметил на борту свой 62-й день рождения.
Но в историю вошел совсем другой эпизод этого визита, позже получивший название «Дело Крэбба». Произошло это в Портсмуте. Ранним утром 19 апреля вахтенный на баке одного из советских эсминцев увидел, как у борта «Орджоникидзе» всплыл человек в водолазном костюме и, пробыв на поверхности короткое время, вновь погрузился. Об этом немедленно было доложено командованию отряда. Возникло подозрение, что англичане пытаются провести тайный осмотр днища корабля. Не исключалась и диверсия — подрыв крейсера после выхода в открытое море. Поэтому срочно организовали осмотр подводной части.
Вскоре нашему командованию стало известно, что исчез известный в британских ВМС подводный диверсант Лайонел Крэбб. Предполагалось, что он погиб. Уже после распада СССР появилось много версий и самых невероятных предположений. Так, в одной из московских газет было опубликовано небольшое сообщение о том, что Крэбб был нашим разведчиком и на крейсере вернулся в Советский Союз. А в книге «Сто великих загадок XX века» утверждалось, что советские аквалангисты пленили англичанина, на борту крейсера его тайно вывезли в СССР, где он стал тренером советских подводников.
После окончания службы Анатолий Иванович вернулся в родную Дмитриевку, женился и начал строить дом. Он был очень творческим человеком, мастерски танцевал, чем отметился еще на борту крейсера. Волею судьбы супругов занесло в Белокалитвинский район, в п. Восточно-Горняцкий. Людмила Андреевна устроилась работать на Сельмаш, а ее супруг – на шахту, где трудился до самой пенсии и однажды даже спас жизнь товарища, застрявшего под завалами.
Истории людей, живущих рядом с нами, порой полны удивительных фактов и событий, о которых даже как-то неловко молчать. Сохранять их на память грядущим поколениям – наша святая обязанность, даже если это и происходит случайно.
Источник: